Академик Виктор Садовничий (справа) вручает хрустального пеликана одному из пятерки лучших учителей России.
Фото ИТАР-ТАСС
Сегодня в Москве назовут имя лучшего учителя России 2010 года. Накануне, в Магнитогорске, на родине победителя прошлогоднего соревнования, прошел заключительный этап этого всероссийского мероприятия. Из 15 финалистов последнего этапа конкурса были отобраны пять. Они получили пять маленьких пеликанов. Одного большого и главного получит один в Кремле. На своем последнем заседании учителя поговорили о возможном сокращении численности преподавателей средних школ, ответили на запущенный пробный шар – можно ли делить учителей на сельских и других, надо ли делать профессиональный конкурс для каждой из категорий отдельно. И составили среднестатистический портрет современного учителя.
Итак, среднестатистический учитель в России старше 50 лет не ходит в театр и не имеет желания повышать квалификацию. Менее откровенно ответили учителя на вопрос модератора дискуссии: а с кем они в своей школе, согласно заявлению «о сокращении 200 тысяч», смогли бы расстаться? По мнению пятерки лучших, кто из коллег испытывает потребность учить – пусть остается в школе. В общем, путь «силового» решения проблемы все, от греха подальше, обошли стороной.
Впрочем, один из учителей робко выдвинул на первое место проверку профессионализма. Эту мысль, собственно, и развил на состоявшейся позже встрече с представителями учительского сообщества министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, напомнив, что напрямую о сокращении учителей он все-таки не заявлял. А вот задача ротации школьных кадров стоит сегодня очень и очень остро.
Помимо омоложения учительских коллективов на встрече традиционно говорили о ЕГЭ, грантах, зарплатах и тлетворном влиянии телевидения. «Друзья мои, – миролюбиво обратился к присутствующим благодушно настроенный министр, – когда я слышу об этом, мне всегда приходит на ум профессор Преображенский с его советом не читать советских газет».
Как поднять имидж учителя, если экран – совсем даже не подмога? Заслуженный учитель РФ, писатель Александр Попов рассказывал, что в Японии, чтобы поднять имидж учителя, решили рассказать населению, что учительницы – самые лучшие из жен. И ведь подействовало! У нашего сурового населения такой трюк, конечно, не пройдет. Поднять престиж того, во что учителя почти сами не верят, вообще довольно сложно.
На официальных мероприятиях учителя проявили себя сдержанно и только один раз покритиковали правительство за ненужную конкуренцию, навязанную им вместе с ЕГЭ. (В некоторых регионах о работе учителей теперь судят по результатам экзамена, и такая привязка, по мнению учителей, сомнительна и опасна.) Но вот на КВН лучшей шуткой дня стала разыгранная на сцене «притча» о зеленых квадратах. Вкратце суть ее такова. Из школы уходили мужчины, а меры по спасению ситуации, которые предлагало высшее начальство, заключались только в одном – повесить квадрат. На третий раз, когда, несмотря на все квадраты, последние мужчины из школы все-таки ушли, начальство удивилось: «Зря ушли. У меня ведь в запасе еще столько идей осталось». Нетрудно догадаться, что квадраты символизируют технологизацию обучения и прочие внешние признаки изменений, а начальство – реформаторов.
Конкурс «Учитель года» проходил в 20-й раз. Состав Большего жюри конкурса внушителен – 25 человек. И весьма представительный, поражающий пестрым составом интересующихся темой. В жюри вошли помимо известных деятелей отечественной педагогики и вузовского сообщества шестикратная олимпийская чемпионка Лидия Скобликова, бард и актер Олег Митяев, три ведущих ТВ – Юрий Вяземский, Тина Канделаки, Николай Дроздов, чиновники из разных регионов страны.
А вообще, если верить одному из финалистов, что школа – отражение социума в миниатюре, то, судя по всему, в народе нет подъема. И не столько от состояния дел в образовательной отрасли, сколько от общей безысходности и непонимания – а что будет завтра в стране. Кстати, в этот раз на конкурсе было рассказано очень много притч. К чему бы это?
Магнитогорск