Теперь в академию нельзя будет поступить сразу после окончания школы.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В Министерстве образования и науки РФ поделились с журналистами новым видением системы профобразования. Ее ждут существенные изменения. И дело не ограничится простой сменой вывесок. Впрочем, как считают в Минобрнауки России, все предстоящие изменения проверены экспериментальным путем, признаны целесообразными и требуют лишь окончательного законодательного оформления.
В Российской Федерации, уверены чиновники, назрела необходимость создания новой типологии образовательных учреждений. Если раньше классификация образовательных программ шла по типу «общеобразовательные» и «профессиональные», то сегодня они делятся на «основные» и «дополнительные». К основным относятся дошкольное, общее, среднее и высшее образование. К дополнительным – дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы (переподготовка).
Стоит откровенно признаться в том, что фактически исчезло начальное профобразование. На повестке дня вопрос: что делать с ПТУ? Закрыть или помиловать? Решено, что за систему начального профобразования теперь будут отвечать колледжи, средние профессиональные училища и техникумы. Высококвалифицированного рабочего будут готовить три с половиной – четыре года в колледжах (лицеях при колледжах) или центрах профессиональной подготовки кадров.
Высшее образование в РФ закрепляется в уровнях: колледж, институт, университет. Существующая ныне такая форма образовательного учреждения, как академия, преобразуется в принципиально иной вид. Она входит наряду с центрами в вид дополнительных профессиональных программ. Это означает, что в академию нельзя будет поступить сразу после окончания школы. Но этот факт не подчеркивает ее второсортность в плане подготовки научных кадров. Академия будет иметь право готовить научные кадры. И обучение в ней возможно лишь после завершения учебы по программе бакалавриата или специалитета.
В результате многим нашим академиям, в том числе и известным, придется возвратиться к подзабытому ныне названию – «институт».
В колледжах можно будет обучаться только по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. В институтах плюс к этому допускается обучение в аспирантуре. А докторантура достается университетам. Бакалавриат, напомнили в Минобрнауки России, остается полноценным высшим образованием. В магистратуру не имеют права поступать не окончившие бакалавриат или специалитетет. Последние два направления носят характер прикладных знаний, в магистратуру же уже идут исключительно те пытливые молодые люди, кто решил посвятить себя науке.
Вузы переходят на кредитно-модульную систему обучения. Это калька с западных образцов позволит студентам вузов набирать кредитные единицы (часы курсов) с тем, чтобы затем не было особой привязанности к одному только учебному заведению. И, отучившись в одном институте, студент смог спокойно перейти в другой, зная весь набор предъявляемых ему требований.
Как пояснили в Минобрнауки России, каких-то радикальных изменений новые правила не несут. Скорее всего они просто закрепляют уже сложившуюся практику. Но похоже, что дело обстоит не совсем так. И причина здесь не в банальной смене вывесок. Первую волну «неподтверждения статуса» вузы уже пережили. И некоторые студенты хорошо помнят день, когда они заснули в университете, а наутро проснулись в институте.
Здесь не стоит забывать тот психологический момент, что в России до сих пор считают полноценным только высшее образование, полученное в университете. На худой конец – в институте. Но никак ни в колледже. Само слово «колледж» несет в себе для русского уха какой-то уничижительный смысл. Вот и глава Совета Федерации Сергей Миронов на днях заявил: «Делать из колледжей высшие учебные заведения бессмысленно. Это очередное насаждение западных реалий!»
Уж коли сам представитель высшей власти не понимает целесообразность смены вывесок, то что говорить тогда о простом населении.