0
2007
Газета Образование Интернет-версия

08.12.2009 00:00:00

Обучение необучаемых

Тэги: дети, болезнь, образование


дети, болезнь, образование Работать с ребенком, а не с диагнозом. Даже приготовление блинов может стать эффективной терапевтической процедурой.
Фото предоставлены Центром лечебной диагностики

«Все люди рождаются свободными и равными в своих правах» – так начинается Всеобщая декларация независимости ООН. Рождаются они равными, но разными – это без всякой декларации известно. И некоторые – особенно разные, совсем другие по сравнению с большинством. Речь идет о детях с нарушениями развития.

В России сегодня 1,5 млн. детей-инвалидов, из них 340 тыс. не получают образования. 101 тыс. российских детей с инвалидностью содержатся в домах ребенка, детских домах или интернатах. Положение почти 30 тыс. детей с инвалидностью в российских интернатах системы социальной защиты противоречит всем нормам медицины и гуманности.

Какая драма – рождение такого ребенка, в полной мере понимают только его родители. Драма начинается сразу: оставить младенца в интернате или взять домой. Поступают по-разному, и никто не имеет права бросить камень в тех, кто не берет ребенка. Те, кто берет, решаются на ежедневный подвиг. Они чаще всего остаются один на один со своей бедой, с попытками помочь своему ребенку, с вечными мыслями, как он будет жить, когда не станет родителей, в нашем немилосердном обществе. Поэтому так важно семье получить поддержку. Иногда (к сожалению, не всегда) везет: удается найти учреждение, где занимаются физическим и психическим развитием маленьких инвалидов.

Одной из первых организаций в России, которые оказывают помощь детям, считающимся необучаемыми, стал Центр лечебной педагогики. Символично, что он был открыт в 1989 году, когда страна переживала период надежд (увы, недолгий), когда будущее казалось лучезарным, когда люди казались добрее, когда даже смертность населения уменьшалась. Тогда-то по инициативе родителей детей с ограниченными возможностями и специалистов-дефектологов был создан как альтернатива государственным интернатам Центр лечебной педагогики. 20 лет он существует на благотворительные средства, не получая никакого государственного финансирования.

Основополагающий принцип центра – необучаемых не бывает. Аутизм (помните замечательный фильм «Человек дождя»?), синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности, детский церебральный паралич (печально известный ДЦП), синдром Дауна – все эти диагнозы не означают невозможности обучения. Наоборот: чем тяжелее состояние ребенка, тем больше ему надо учиться и развиваться. Регулярные занятия с педагогами и психологами нередко оказываются эффективнее лекарств. Но, конечно, очень важно и медицинское наблюдение.


Маленький Антон с неподдельным увлечением занимается керамикой.

Особенность здешней методики – согласованная деятельность команды педагогов, психологов, врачей. Здесь работают с ребенком, а не с диагнозом, стремясь помочь каждому максимально развить свои способности, реализовать свой внутренний потенциал, стать самостоятельным, общаться со сверстниками и со взрослыми, ходить в детский сад и в школу, получить профессию, а не провести жизнь взаперти дома или в интернате.

Лечебная педагогика интегрировала лучшие методики в области медицины, педагогики, психологии, права. Главные принципы лечебно-педагогического подхода – уважение к личности ребенка, партнерские отношения с его семьей, работа единой командой специалистов разного профиля. Чаще всего используются двигательная, игровая и арт-терапия, сенсорные и нейропсихологические занятия, кукольный театр, занятия музыкой, керамикой, шитьем.

С момента основания центра сюда приходят семьи, которым больше некуда было обратиться. Здесь они встречаются с профессионалами: психологами, дефектологами, врачами, юристами. По словам Владимира Лукина, уполномоченного по правам человека в России, Центр лечебной педагогики инициировал поворот отношения общества и государства к детям-инвалидам.

За 20 лет работы в центре получили помощь 10 тыс. детей и членов их семей, усилиями специалистов были созданы первые в стране интегративные детские сады (№ 1709 «Наш дом», № 1465 «Наш дом на Пресне»), потом школа (№ 1321 «Ковчег»). В московском технологическом колледже № 21 действует Центр по профессиональной подготовке молодых людей с ограниченными возможностями, где они обучаются в столярных, керамических, ткацких мастерских. В нынешнем году состоялся первый выпуск таких ребят.

Центр социальной педагогики получил в дар землю в Волоколамском районе, уже подготовлен архитектурный проект строительства поселения для людей с нарушениями развития. Такие поселения, где взрослые с нарушениями развития живут и работают самостоятельно, – обычная практика за рубежом. Создание такой социальной деревни у нас станет для выросших «особых» детей и их семей воплощением давней мечты о самостоятельной, независимой, полноценной жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Елизавета Авдошина

Народной артистке России было 60 лет

0
3106
От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

Иван Родин

Задачей Госдумы становится законодательная блокировка "деструктива" в интернете

0
3577
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
4042
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
3075

Другие новости