Чтение – процесс интимный и часто всепоглощающий.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Опрос ВЦИОМа, посвященный читательским предпочтениям россиян, проведенный в начале лета, не оставляет до сих пор в покое российских интеллектуалов. Так, известный отечественный ученый и популяризатор науки профессор Сергей Капица даже выдвинул предположение о том, что за последние 15 лет мы воспитали «страну идиотов».
Действительно, данные ВЦИОМа впечатляют. Число наших сограждан, вообще не берущих книгу в руки, возросло с 20% в 1996 году до 35% – в 2009 году. В принципе это плохо. И не только с точки зрения интеллектуального потенциала государства.
Проверка, как обстоят дела с чтением в других странах, однако, продемонстрировала, что российские показатели не сильно отличаются, например, от немецких. По данным опросов, проведенных немецким фондом «Чтение» (Stiftung Lesen), в сегодняшней Германии процент регулярно читающих книги примерно такой же, как и в России. Причем и литературные предпочтения остаются такими же – большинство читателей как в России, так и в Германии предпочитают детективы и остросюжетные боевики.
Конечно, объяснений подобному явлению, скорее всего характерному вследствие глобализации для всех промышленно развитых стран, несколько. Это и ускорение темпа жизни, и развитие Интернета, который во многом стал заменять для рядового потребителя культуры и книгу, и театр, и концертный зал, и посещение музеев. Разнообразие программ, предлагаемых телеканалами, также способствует вытеснению традиционной книги из повседневной жизни. Да и киноиндустрия не остается в стороне, внося свой вклад в процесс вытеснения традиционной книги из повседневного обихода.
Однако чтение остается ведущим фактором не только с точки зрения уровня культуры, но и в плане конкурентоспособности. Как показывают исследования немецких ученых, в большинстве фирм их сотрудники ровно четверть своего рабочего времени посвящают чтению письменной информации. Это могут быть и деловые журналы, и научные издания, и сообщения электронной почты или интернетовские страницы. Самое главное – только на основе полученной путем чтения базовой информации могут быть приняты правильные решения.
Но просто прочитать недостаточно, надо уметь выделить главное. Повышение на 25% эффективности процесса чтения уже означает выигрыш более двух недель рабочего времени в год. При этом необходимо учитывать, что поток информации возрастает на 30% каждый год. Вывод, который делают немецкие ученые, сводится к необходимости повышения техники чтения. Причем такой техники, которая помогает и лучше усваивать прочитанный материал. Как же нам оценить явное снижение интереса к книге?
Скорее всего опросы, проводимые институтами по изучению общественного мнения, не должны ограничиваться только таким предметом, как традиционная, бумажная книга. Во-первых, появляются новые формы потребления информации, и бумажные версии книг, журналов или газет в перспективе все больше будут вытесняться электронными версиями. Речь идет и об электронной книге, получающей сейчас все большее распространение прежде всего в силу удобства пользования, и об интернете. Причем оба объекта взаимно связаны.
Развитие бесплатных электронных библиотек и электронных магазинов книг способны привлечь к чтению дополнительных читателей. Ведь один электронный чип, на котором основаны электронные книги, способен вместить в себя информацию, эквивалентную нескольким десяткам тысяч томов книг на бумажном носителе. Причем электронные книги можно без особых трудностей «закачивать» из Интернета. Да и стоимость электронных версий книг в интернет-магазинах ниже их бумажных версий в десятки раз.
Возможно, и текущий кризис будет содействовать увеличению интереса к книге. Ведь число продаж автомашин в России, по данным на сентябрь 2009 года, упало в сравнении с тем же периодом 2008 года на 52%. Это означает, что все больше людей пользуется общественными видами транспорта и многие из них прибегают к книге, чтобы скоротать время в метро и в автобусах. Люди меньше пользуются личным автомобилем и, следовательно, больше читают.
Городские да и федеральные власти должны разрабатывать программы повышения интереса к чтению книг, и к литературе в частности. И не только к литературе, но и к технике чтения, чтобы справиться с современным потоком информации. Возможностей у нашего государства с учетом наличия госконтроля над наиболее популярными видами массовой коммуникации, такими как, например, телевидение, много. Но подобных программ на российском телевидении почти нет. В этом плане показательны фонды, созданные на общественной, государственной или полугосударственной основе. Ведь таких учреждений, как немецкий фонд «Чтение», в России нет.