0
6338
Газета Образование Интернет-версия

20.10.2009 00:00:00

Чтение как фактор конкуренции

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров - ответственный редактор приложения "НГ-энергия".

Тэги: вциом, опрос, книга, кризис


вциом, опрос, книга, кризис Чтение – процесс интимный и часто всепоглощающий.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Опрос ВЦИОМа, посвященный читательским предпочтениям россиян, проведенный в начале лета, не оставляет до сих пор в покое российских интеллектуалов. Так, известный отечественный ученый и популяризатор науки профессор Сергей Капица даже выдвинул предположение о том, что за последние 15 лет мы воспитали «страну идиотов».

Действительно, данные ВЦИОМа впечатляют. Число наших сограждан, вообще не берущих книгу в руки, возросло с 20% в 1996 году до 35% – в 2009 году. В принципе это плохо. И не только с точки зрения интеллектуального потенциала государства.

Проверка, как обстоят дела с чтением в других странах, однако, продемонстрировала, что российские показатели не сильно отличаются, например, от немецких. По данным опросов, проведенных немецким фондом «Чтение» (Stiftung Lesen), в сегодняшней Германии процент регулярно читающих книги примерно такой же, как и в России. Причем и литературные предпочтения остаются такими же – большинство читателей как в России, так и в Германии предпочитают детективы и остросюжетные боевики.

Конечно, объяснений подобному явлению, скорее всего характерному вследствие глобализации для всех промышленно развитых стран, несколько. Это и ускорение темпа жизни, и развитие Интернета, который во многом стал заменять для рядового потребителя культуры и книгу, и театр, и концертный зал, и посещение музеев. Разнообразие программ, предлагаемых телеканалами, также способствует вытеснению традиционной книги из повседневной жизни. Да и киноиндустрия не остается в стороне, внося свой вклад в процесс вытеснения традиционной книги из повседневного обихода.

Однако чтение остается ведущим фактором не только с точки зрения уровня культуры, но и в плане конкурентоспособности. Как показывают исследования немецких ученых, в большинстве фирм их сотрудники ровно четверть своего рабочего времени посвящают чтению письменной информации. Это могут быть и деловые журналы, и научные издания, и сообщения электронной почты или интернетовские страницы. Самое главное – только на основе полученной путем чтения базовой информации могут быть приняты правильные решения.

Но просто прочитать недостаточно, надо уметь выделить главное. Повышение на 25% эффективности процесса чтения уже означает выигрыш более двух недель рабочего времени в год. При этом необходимо учитывать, что поток информации возрастает на 30% каждый год. Вывод, который делают немецкие ученые, сводится к необходимости повышения техники чтения. Причем такой техники, которая помогает и лучше усваивать прочитанный материал. Как же нам оценить явное снижение интереса к книге?

Скорее всего опросы, проводимые институтами по изучению общественного мнения, не должны ограничиваться только таким предметом, как традиционная, бумажная книга. Во-первых, появляются новые формы потребления информации, и бумажные версии книг, журналов или газет в перспективе все больше будут вытесняться электронными версиями. Речь идет и об электронной книге, получающей сейчас все большее распространение прежде всего в силу удобства пользования, и об интернете. Причем оба объекта взаимно связаны.

Развитие бесплатных электронных библиотек и электронных магазинов книг способны привлечь к чтению дополнительных читателей. Ведь один электронный чип, на котором основаны электронные книги, способен вместить в себя информацию, эквивалентную нескольким десяткам тысяч томов книг на бумажном носителе. Причем электронные книги можно без особых трудностей «закачивать» из Интернета. Да и стоимость электронных версий книг в интернет-магазинах ниже их бумажных версий в десятки раз.

Возможно, и текущий кризис будет содействовать увеличению интереса к книге. Ведь число продаж автомашин в России, по данным на сентябрь 2009 года, упало в сравнении с тем же периодом 2008 года на 52%. Это означает, что все больше людей пользуется общественными видами транспорта и многие из них прибегают к книге, чтобы скоротать время в метро и в автобусах. Люди меньше пользуются личным автомобилем и, следовательно, больше читают.

Городские да и федеральные власти должны разрабатывать программы повышения интереса к чтению книг, и к литературе в частности. И не только к литературе, но и к технике чтения, чтобы справиться с современным потоком информации. Возможностей у нашего государства с учетом наличия госконтроля над наиболее популярными видами массовой коммуникации, такими как, например, телевидение, много. Но подобных программ на российском телевидении почти нет. В этом плане показательны фонды, созданные на общественной, государственной или полугосударственной основе. Ведь таких учреждений, как немецкий фонд «Чтение», в России нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
794
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
496
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
975
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
962

Другие новости