Зарубежные эксперты отмечают: школа в РФ держится на энтузиазме учителей.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко выступил в Совете Федерации с докладом о развитии инновационного образования в России. В докладе он упомянул еще об одном новшестве – о введении новой системы повышения квалификации учителей. Она должна привести, по мнению министра, к качественно новому школьному образованию.
Что это означает? Как пояснили «НГ» в Минобразнауки, для переобучения учителей существуют специальные центры повышения квалификации, в которых каждый учитель обязан проходить переподготовку через каждые пять лет. Преполагается, что учителя или директор школы скоро смогут сами выбирать, где им лучше повышать квалификацию. Средства, которые до сих пор переводились напрямую институтами повышения квалификации, будут отдавать учителям в виде ваучера, денежная обеспеченность которого окажется в зависимости от региона и объема необходимой переподготовки. А учителя «проголосуют ногами» за те заведения переподготовки, которые дают качественно новые знания и навыки. Как пояснил депутатам Андрей Фурсенко, примерно через три-четыре года с учетом результатов мониторинга такой проект может быть введен повсеместно. Ваучер позволит повышать квалификацию не только в специальных институтах, но и на кафедрах вузов, а также в престижных школах, которые стали победителями различных конкурсов.
По мнению известного эксперта в области организации и экономики образования Елены Ленской, система повышения квалификации учителей до недавнего времени финансировалась по остаточному принципу. Учителя неохотно посещали эти курсы. И более половины учителей ни разу за последние 10 лет не побывали на таких занятиях вообще. За рубежом чаще всего повышением квалификации учителя занимаются не госструктуры, а профессиональные педагогические сообщества. В США такой опыт насчитывает уже много лет. И еще один факт, когда 10 лет назад Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводила исследования образования в России, то ею было отмечено, что главным резервом системы образования РФ является ...энтузиазм учителей. Видимо, сегодня этот ресурс себя исчерпал.
Идея министра будет с восторгом принята на местах, сказали «НГ» учителя из регионов. Вопрос упирается только в финансовое обеспечение. На чьи средства все это проводиться? Более скептически настроенные представители профессии заметили, что если этот вопрос отдать на откуп самим учителям, особых результатов можно и не достичь даже в такой ситуации. Огромной массе учителей сегодня вообще ничего не надо. Тем более в условиях, когда переход на новую заработную плату не улучшил в материальном плане жизнь большинства учителей.
Ради объективности нужно добавить, что и большая зарплата иногда мало что меняет в учительских коллективах. Например, зарплата учителей иностранного языка в Москве поднялась в несколько раз и дошла аж до 60 тыс. руб. Удивительный момент, но даже такая мера не привела в школу новых педагогов из вузов. Школьные учителя заняли круговую оборону и не пустили чужих.
Остается добавить, что результаты международных исследований, таких, например, как проект ОЭСР Teachers matter («Учителя играют важную роль»), свидетельствуют, что успехи систем образования ведущих стран мира объясняются в первую очередь качеством подготовки учителя, статусом педагога и тщательностью отбора претендентов на эту должность. Никакой другой фактор не оказывает столь сильного влияния на учебный процесс, чем подготовка и отбор учителя. В Финляндии, например, учителями становятся лучшие 10% учеников из класса. Такую картину невозможно представить в России. Может быть... пока невозможно?