В родительском понимании профильное образование означает углубленное изучение одного или нескольких школьных предметов. И чаще всего речь здесь ведут о математическом, гуманитарном, естественно-научном направлениях. Но оказывается, дело обстоит не совсем так.
Когда только вынашивалась идея профильного образования, предполагалось, что именно в старшей школе окончательно формируется отношение школьника к своей будущей карьере. В последние два года ученик берется за сознательную подготовку себя к будущей жизни и бросает все свои силы┘ максимум на 3–4 нужных предмета. Профильное образование должно учитывать этот момент. В результате такое образование должно бы в идеале сочетать принцип фундаментальности и его направленности на развитие социального самоопределения. Как полагали авторы концепции, такой вид обучения надо строить на основе уже имеющегося у школьников опыта, а все новые теоретические положения доводить до стадии операций и технологий.
Еще одной особенностью профильного образования, по мнению его разработчиков, является то, что оно должно учитывать муниципальный заказ. Социальный заказ, в свою очередь, учитывает нужды города и запросы населения на дополнительные образовательные услуги. Профильное образование в связи с этим может быть и академическим, и прикладным, и общеразвивающим. Отличительной приятной особенностью его считается тот момент, что в отличие от школы, которая монополизирует ученика, профильное образование делает процесс обучения открытым. Ведь в своем учебном заведении ученик может и не получить требуемые ему знания в полном объеме. Значит, он может воспользоваться услугами других образовательных учреждений. «Профиль» подразумевает кооперацию различных образовательных учреждений. Такова концепция в идеале. И так предполагалось реализовывать идею профильного образования с самого начала. Но, как заметил «НГ» член Общественной палаты Ефим Рачевский, идея пока не работает. Что делает сегодня чаще всего образовательное учреждение? Школа просто вводит дополнительные курсы, тем самым увеличивая и без того значительную нагрузку старшеклассников.
Впрочем, загрузили дополнительно и основательно не только детей. Элективные курсы (курсы по выбору) в провинции сегодня пишут сами учителя. Кстати, делают это зачастую бесплатно. Как пожаловались «НГ» учителя из Курганской области, съедает этот вид непонятной деятельности значительную часть свободного времени. В основном у учителей получаются теоретические курсы и развивающие.
Но дело написания элективных курсов должно быть как минимум в руках учителей-методистов, уверены разработчики идеи. Дело в том, что последние 15–20 лет в системе образования происходит неблагоприятный отбор, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Те люди, которые приходили работать в данную сферу в этот период, хорошо понимали, в сколь плачевном социально-экономическом положении она находится. Безусловно, среди них была небольшая часть подвижников, без которых не обходится ни одно общество. Но остальные обладали гораздо меньшими возможностями, понимали это и не имели особых амбиций. Сегодня из учителей пытаются сделать творцов...
На заседании Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Ефим Рачевский как-то рассказал о социологическом исследовании на тему образования воспитателей детских садов. Так вот в школе все они были закоренелыми троечницами, четверочницу среди них он обнаружил только одну. Чуть получше выглядит ситуация со школьными учителями. Между тем идею авторов модернизации приходится воплощать именно им.
Профильное образование – это не углубленное изучение предметов, как думают многие, уверены разработчики. И не новый вид обучения. Это качественно иное образование школьника. Но, кажется, эта идея понятна до конца лишь ее разработчикам.