0
3085
Газета Образование Интернет-версия

16.02.2007 00:00:00

Двойной диплом – фикция или реальность?

Тэги: вергилес, иоффе, двойной диплом


вергилес, иоффе, двойной диплом Всероссийская академия внешней торговли имеет большой опыт работы с иностранными партнерами. А слушатели ее – полное понимание того, что за документ получат они после завершения обучения.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Наличие «двойного диплома» очень часто указывают в резюме и анкетах соискатели на престижную профессию в иностранных компаниях. Бытует мнение, что двойные дипломы обеспечивают их обладателю быстрое карьерное продвижение. Но порой в рекламных проспектах прямо дается указание на то, что школа реализует некую совместную программу, после которой выдает «общий диплом» государственного образца, признаваемый в России и за ее пределами.

Напомним, что точного количества бизнес-школ в стране сегодня не может назвать никто. Как было заявлено на недавней выставке бизнес-школ России, в одной только Москве их свыше 100. И число их постоянно растет. Но совершенно точно известно, что все школы, аккредитованные в Минобразнауки, не выдают никому никаких «совместных дипломов». В ситуации с «совместынми дипломами» помогают разобраться наши эксперты.

Михаил Иоффе, ректор института «Синергия»

Двойные дипломы – это, разумеется, та практика, которая подразумевает документы гособразца об образовании, признаваемые и тем и другим участником образовательного процесса. Но большинство наших вузов не дают совместных программ. Почему? Потому что это очень трудоемко и дорого. Ведь надо совместно утверждать программы и затем совместно преподавать. Вот тогда это будет считаться совместным образованием и тогда имеют право на жизнь так называемые двойные дипломы. Что у нас получается на практике чаще всего? Иностранная школа приходит на наш рынок и продает нашим заинтересованным лицам свои программы. Наши школы набирают им людей. Иностранцы могут даже при этом взять пару-тройку наших преподавателей, но ведут нанятые лекторы занятия по иностранным программам. И не имеют право в них вмешиваться. На деле такие программы никто ни разу не проверял. Такие школы работают на доверии. У нас есть случаи, когда первый год обучения слушатели учатся в России, затем – за рубежом. Учатся опять же по зарубежной программе. И перед учебой за рубежом иностранные преподаватели проводят тестирование, насколько наши слушатели их программу освоили и смогут ли учиться дальше. Возможно ли проверить содержание такого образования? Сегодня даже в стандартах для высшего образования уходят от того, чтобы прописать содержание, представлял вузу внутреннюю свободу самому определять набор своих дисциплин.

Ольга Дмитриевна Андреева, декан факультета профессиональной переподготовки ВАВТ

Как правило, за двойным дипломом стоит ситуация, при которой слушатели осваивают одновременно программы зарубежной школы бизнеса и российской. В результате они получают два диплома. Дело в том, что большинство иностранных школ, осуществляющих обучение в России, основывают свою работу на принятых в соответствующей стране стандартах. Эти стандарты не всегда совпадают с российскими. Отсюда возникает проблема совместимости учебных планов. В ВАВТ в настоящее время отдельно работает немецкая программа МВА «Глобальный менеджмент» и российские программы МВА со специализациями «Международный бизнес», «Маркетинг», «Финансы» и др. Представляется, что для тех, кто предполагает делать карьеру в России актуальнее наши программы, так как они лучше адаптированы к ситуациям, с которыми сталкиваются российские менеджеры. При этом мы стараемся, чтобы в рамках наших программ иностранные специалисты и преподаватели проводили мастер-классы по актуальным проблемам.

Элеонора Вергилес, директор Института магистерской подготовки МЭСИ

Некоторые российские бизнес-школы реализуют проекты с зарубежными коллегами. В этом есть некий познавательный элемент. Если преподавание дисциплин ведется на иностранном языке, это, несомненно, позволяет углубить слушателю свои языковые познания, узнать что-то новое в практике ведения рыночной экономики, учета, анализа, статистической обработки информации других стран. Особенно это полезно тем слушателям, которые работают или предполагают работать в совместных компаниях страны, заинтересованной в продвижении учебных программ. Есть еще не менее важный аспект такого альянса. Если зарубежная бизнес-школа имеет американскую, английскую или европейскую аккредитацию, то это помогает российскому партнеру получить или продвинуться по пути получения западной аккредитации, что повышает рейтинг российской бизнес-школы. Однако процедура эта довольно дорогая. Если у российского слушателя устойчивая финансовая база, присутствует честолюбие, то почему бы не поучиться во имя получения зарубежного опыта и диплома западной школы! Вместе с тем российские предприниматели, работающие на отечественном рынке, подчас рассуждающие практично, выбирают российскую программу. Процедура организации процесса обучения по такому двойному обучению или только зарубежному сложна, требует тщательной увязки дисциплин, юридически грамотного распределения ролей, оперативной работы координаторов проекта с обеих сторон, удовлетворяющего обе стороны распределения затрат на начальном предпусковом этапе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
743
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
861
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1221
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
970

Другие новости