В наше время существенно изменились представления об образовательных возможностях ребенка.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ, председателем которой является ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, готовит государственно-общественный проект по поддержке одаренных детей, в котором, возможно, будет оговорена и помощь в продвижении юных дарований в вузы. Такое предложение появилось у Палаты в ходе обсуждения с учеными проблем талантливой молодежи и вероятности существования так называемых детей индиго – детей со сверхвысоким уровнем интеллекта.
Термин «дети индиго» был введен американским экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп, которая заявила о появлении детей «нового сознания», «карма» которых окрашена в цвет индиго. Подобное заявление не могло не вызывать скепсис настоящих ученых. Поэтому зачастую разговор о детях индиго сводился всего лишь к смешению изучения паранормальных явлений и эзотерических знаний.
Тем не менее, как считает директор Зеленоградского центра психо-медико-социального сопровождения Юрий Белехов и заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Российской академии образования Александр Мелик-Пашаев, изучать одаренных детей надо, не скатываясь при этом в «пучину экзальтации». А тому, что в последние десятилетия появились не просто одаренные, а «другие дети», уже есть ряд свидетельств.
На заседании общественной палаты был продемонстрирован документальный фильм «Дети Света» режиссера Валерия Шатина, где приводились в пример не очень многочисленные доказательства существования детей индиго. В фильме пятилетний Лева рассказывает о том, как он был фараоном. Рассказывает об этом в мельчайших подробностях. Другой мальчик в свои 8 лет уже выпустил три математических сборника. Этих детей отличает какая-то внутренняя целостность – такой вывод делают авторы фильма. Они же предупреждают, что зачастую откровения одаренного ребенка воспринимаются взрослыми как проявление его бурной фантазии. Из-за этого малыш замыкается в себе.
Для таких детей обязательно нужна новая школа, заявил кандидат педагогических наук Анатолий Лебеденко. Кроме того, не мешало бы приставить к таким детям и особых учителей. Руководствуясь опытом школы в индийском городе Бангалор, Анатолий Лебеденко предлагает попробовать уже с трех лет проводить с этими детьми регулярные нравственные беседы, с тем чтобы развивать в крохах философское мышление.
Но примечательней, на наш взгляд, оказалось наблюдение профессора Педагогического московского государственного университета, доктора педагогических наук Александра Савенкова.
Он отметил факты, свидетельствующие вообще о прогрессе в развитии современных детей. Растет коэффициент интеллекта у детей и взрослых («эффект Флинна»), существует положительная динамика в эволюции креативности и характере достижений детей и подростков, изменились представления об образовательных возможностях ребенка (в начале XX века обучение начиналось с 10–11 лет, в конце века – с 6 лет). Еще и физиологи фиксируют существенные изменения в психофизическом развитии детей, обращая внимание на увеличение среди детей доли астеников, удлинение сроков наступления пубертата, изменение формы черепа и другие.
Как считает руководитель рабочей группы комиссии «Одаренное поколение» Любовь Духанина заметила, все дети нуждаются в развитии своих потенциальных способностей. Но особенно это необходимо детям одаренным, обладающим выраженными способностями и умениями. В общем, ученые и общественники сошлись во мнении, что на современном этапе необходимо изменить подготовку родителей и учителей к работе с детьми – именно на государственном уровне, а не на уровне любительских кружков и клубов, как это распространено сегодня