От чтения некоторых учебников за 11 класс у многих родителей голова идет кругом.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Состояние подготовки выпускника школы сегодня столь плохое, что самые влиятельные ректоры ведущих вузов России готовы бить тревогу по этому поводу. Как сказал ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, просто катастрофической выглядит сегодня ситуация с русским языком и с математикой. Между тем для государства остается стратегически важной задача сохранения того высокого уровня математического образования, которым славилась отечественная школа, уверен Виктор Садовничий. Дошло уже до того, что в МГУ вынуждены вводить в штатное расписание дополнительные занятия, чтобы поднять базовый уровень знаний вчерашних школьников. Одну из причин отсутствия знаний у выпускников школ Виктор Садовничий видит в плохой организации учебного процесса и в неважном управлении школами. Очевидно, стоит всерьез призадуматься о подготовке на базе классических университетов учителей с прицелом на управленческие специальности, предлагает Виктор Садовничий.
Точку зрения Виктора Садовничего полностью поддерживает ректор МГИМО Анатолий Торкунов, который дополняет, что свою лепту в дело разрушения школьного образования вносит набирающий популярность школьный экстернат. Ректор Торкунов уверен, выбирая этот способ организации своих занятий, школьники усиленно занимаются только по тем предметам, которые необходимы им при поступлении в университет. А в результате серьезно страдает общая подготовка школьника. Напомним, что экстернат в последние годы пользуется огромной популярностью. И в основном по причине школьной перегрузки учеников. В школе сегодня слишком много разных курсов и новых предметов. Никто не спорит, что предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» – важен. Но если ведут его школьные учителя, а не специалисты, да еще по тем учебникам, которые «рекомендуют» им сегодня, то едва ли польза от такого преподавания будет ощутимой. Корреспонденты «НГ» пробежали глазами учебники по «ОБЖ», предлагаемые сегодня школьникам, и были немало удивлены. Например, в учебнике за 11 класс под редакцией Смирнова, Мишина, Васнева (издательство «Просвещение») в разделе «Основы здорового образа жизни» рекламируются народные целители и их «методы очищения организма». Рекомендуются книги целителей, где приводятся цитаты о великой пользе голодания. «Без вреда для организма можно потерять до 40% массы своего тела», – успокаивают авторы детей. Весьма «актуально» это звучит для девушек, через одну мнящих себя моделями┘ Авторы других учебников, похоже, взяли цитаты и вовсе из книг по домоводству 60-х годов. Весь мир использует уже совершенно другие средства гигиены. В общем, все эти «ценные» сведения, как, впрочем, и огромные разделы в данных учебниках по методам контрацепции (тоже, кстати, сомнительные), вряд ли стоят часов по другим дисциплинам.
Конечно, время совершенно меняет лицо многих профессий. Как заметил декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ясен Засурский, и требования в связи с этим к школьной подготовке предъявляются тоже совершенно иные. Но школа должна оставаться до некоторой степени консервативной. Безусловно, важно, считает главный декан отечественной журналистики, в современных условиях научить учителей быстро переучиваться.
Известные ректоры, принимая единый экзамен как данность, сетуют все-таки на то, что контрольно-измерительные материалы (ЕГЭ) 2006 года еще далеки от совершенства. В тестах хоть и нет грубых ошибок, но встречаются вопросы, на которые ответить однозначно было бы неправильно. Например, многих абитуриентов поставили в тупик варианты ответов на вопрос: «Почему Лопахин купил вишневый сад?».