Представившаяся пауза в вопросах вступления России в ВТО оказалась очень кстати для всей системы российского образования. Так, на состоявшемся недавно заседании рабочей группы РСПП по реформированию образования при участии комитета РСПП по торговой политике и ВТО, ведущие эксперты признали, что система образования Россия не готова эффективно работать в условиях конкурентной среды. Косвенным доказательством этого можно считать тот факт, что крупные российские компании предпочитают уже сегодня обучать свой персонал за рубежом.
Как считает профессор кафедры международного права Всероссийской внешней торговли Ипполит Дюмулен, «сегодня около 300 тыс. российских и совместных предприятий имеют свои интересы во внешнеторговой деятельности на территории нашей страны. Большинство из них – мелкие и средние (их примерно 200 тысяч). В штате таких предприятий трудятся 3–5 человек, знающих внешнеторговую деятельность. И это очень мало. Во внешнеторговой сделке должны быть заняты, как показывает международная практика, свыше 40 профи. Чему в таком случае удивляться, если цена недобора по экспортным сделкам доходит сегодня в России до 30%».
Поэтому, считают ученые, первой задачей, которую ставит перед страной вступление в ВТО, должно стать обучение и информационное обеспечение руководителей высокого ранга и других лиц, непосредственно занятых внешнеторговой деятельностью в федеральных и региональных учреждениях. Кстати, молодых специалистов по вопросам международной торговли и международных экономических отношений готовят в очень многих вузах России в рамках госстандарта по специальности «Мировая экономика». Однако, считает профессор Дюмулен, этот стандарт был утвержден в 2000 году и явно морально устарел. Требуется его существенная корректировка. И это задача полностью ложится на плечи профессиональных сообществ. Минобразнауки этого сделать не сможет.
Итак, России нужно готовить до 40 тыс. специалистов в год. Каких? Прежде всего, считает Ипполит Дюмулен, правоведов, знающих право ВТО и умеющих его использовать как в России, так и за рубежом. Сегодня интересы отечественных компаний за рубежом, увы, не защищают российские юристы. Не могут. Не готовы. Срочно нужны изменения в стандарте подготовки юристов по специальности «Юриспруденция», в частности усиление в стандарте роли таких компонентов, как «право ВТО», «международно-экономическое право» и «правовое урегулирование внешнеторговой деятельности».
Так как подготовка таких кадров будет осуществляться на базе старых вузов, прежде всего ребром встанет вопрос о преподавательских кадрах. Если со всем этим промедлить, то Россия подойдет к ВТО не готовой конкурировать своими программами на международном образовательном рынке, уверены эксперты.
Проректор МЭСИ привел такие данные: более 3000 университетов из других стран активно работают на территории России, предоставляя возможность дистанционного образование и осуществляя совместные образовательные программы. До 11 млрд. долларов в год уходят за рубеж только за оплату нашими согражданами этих образовательных услуг. Есть и еще одна опасность в этом. Не получится ли вскоре так, что бедные страны будут оплачивать образование богатых стран.
Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ, напомнила присутствующим, что вторая по значимости задача для нашего образования – изменения в системе преподавания английского языка. Ликбез внешнеполитической деятельности невозможен без ликвидации языкового барьера. Тексты документов в мировой внешнеторговой практике пишутся на английском языке. Надо хорошо знать еще и терминологию, применяющуюся во внешнеэкономической деятельности. Многие вузы этот момент понимают, но не все. В МИФИ уже давно ведут подготовку физиков с английским языком, потому что срочно понадобились хорошо подкованные «переговорщики».
Собравшиеся для обсуждения проблемы в здании РСПП оказались единодушны во взглядах на целесообразность вступления в ВТО. Между тем в педагогическом сообществе до сих пор дискутируется вопрос о целесообразности вступления России в ВТО. Представившаяся передышка обострит еще и эту дискуссию.