Печатать пособия по ЕГЭ желает множество фирм, Минобразнауки РФ дает такое право только избранным.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
На этой неделе в школах пройдет заключительный этап июньской сдачи Единого государственного экзамена (включая резервные дни 15 и 16 июня). В вузах же и техникумах единый пройдет с 17 по 28 июля (резервный день – 30 июля). Предварительные итоги по Москве огласила на прошлой неделе на пресс-конференции глава департамента образования Любовь Кезина. В этом году русский язык на «пять» сдали 27,8% выпускников, на «четыре» – 53,2%. По английскому «пятерки» у 6,8%, «четверки» – у 62,2% одиннадцатиклассников. По словам Любови Кезиной, школьники экзаменом довольны, потому что имеют больше возможностей для поступления. Но сама столичная начальница считает тесты еще несовершенными. Есть случаи апелляции.
Касаются они и вопросов нарушения процедуры экзамена. Доподлинно известны, например, случаи в московских школах № 228 и 1943. У школьников спустя 10–15 минут после начала экзамена неожиданно собрали бланки, объявив, что произошла техническая ошибка. Затем снова раздали новые листы, и ученики принялись заполнять задания заново. Как сказал «НГ» Валентин Шаулин, начальник Управления контроля качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, произошло это, очевидно, в результате невнимательности персонала, обслуживающего экзамен. Члены комиссии ошиблись, раздавая варианты заданий. Все дело в том, что дети в аудиториях рассаживаются по особому принципу: чтобы не оказались рядом ученики из одной школы и два одинаковых варианта заданий у рядом сидящих школьников. В школах Москвы (как и в 21 регионе РФ) схему «рассаживания» школьников делает машина. Сотрудникам нужно всего лишь раздать материалы. Автоматизированные технологии для обработки результатов единого экзамена осуществляет фирма «Крок». По этой технологии на ЕГЭ раздают листы с уже заранее отпечатанными на них инициалами ученика, номером его места и номером его варианта. Сами тексты заданий вскрывают в начале экзамена в аудитории при учениках. В большинстве регионов действует так называемая бланочная система. Когда ученик полностью заполняет бланк ответа сам.
При «автоматизированной» системе всю обработку полученных данных совершает машина. Как сказал «НГ» Андрей Шаин, замдиректора департамента информационных технологий компании «Крок», на самый массовый экзамен по русскому языку зарегистрировалось 41 453 человека, обработка данных заняла 12 часов на 38 рабочих местах. Получается, что автоматизация процесса – это существенная экономия рабочих мест.
Участие компании «Крок» – не первый случай привлечения к сдаче ЕГЭ коммерческих структур.
Во всем мире, где успешно функционирует тестовая система, всегда работают коммерческие структуры, обслуживая ее. ЕГЭ – это еще и хорошо налаженное коммерческое предприятие, говорил ранее «НГ» ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. А как может Министерство образования и науки РФ, не привлекая IT-компаний, само осуществить проведение сложной процедуры единого экзамена, иронично заметил «НГ» Андрей Шаин, удивляясь той шумихе, которая поднимается сегодня вокруг ЕГЭ.
Но участие коммерческих структур – это, пожалуй, пока несколько уязвимое место «родителей» ЕГЭ. Моментом не преминули воспользоваться противники единого экзамена. Сегодня чиновников министерства обвиняют в «коммерциализации» единого экзамена.
Например, выпускать сборники по продаже демоверсий ЕГЭ-2005 сегодня может только одно издательство – негосударственное издательство «Просвещение» (согласно письму Рособрнадзора). Такая мера, по замыслу создателей, позволит исключить использование школьниками некачественных пособий по ЕГЭ, в изобилии появившихся на книжных прилавках страны. Почему этого не может делать государственная структура, негодуют критики ЕГЭ.
Школьникам предлагается пройти пробное тестирование. Это тоже можно сделать на базе коммерческой фирмы, адрес которой указан на официальном сайте ЕГЭ. Процедура платная и стоит 250 рублей. Узнать личные результаты по ЕГЭ можно сегодня с помощью SMS. Это тоже платная процедура (стоимость звонка примерно 1 доллар). «Как это может быть?» – спрашивают сегодня от лица общественности противники единого экзамена. В этом случае их больше даже занимает вопрос, получила ли фирма заказ от министерства в результате творческого конкурса компаний-претендентов или при посредничестве чиновников из Минобразования? «Когда государство пытается передать частным конторам функции по проведению единого экзамена, – комментирует ситуацию для «НГ» депутат ГД РФ Олег Смолин, – мы наверняка будем иметь злоупотребления. Это как минимум почва для коррупции». Впрочем, добавляет депутат, вообще-то победить коррупцию в отдельно взятой отрасли нельзя.