Хотелось бы посмотреть на чиновника, который возьмется аттестовать ректора Финансовой академии при правительстве России Аллу Грязнову.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Госдума РФ приняла в первом чтении поправки в Закон «О высшем и послевузовском образовании», которые меняют порядок избрания руководителей государственных высших школ. Ректоров будет утверждать новый орган – аттестационная комиссия. И ректора обяжут заключать трудовой договор с органами исполнительной власти. Кроме того, подписан приказ о введении должности президента вуза. Законопроект обсуждают наши эксперты.
Олег Смолин, депутат ГД РФ
Предлагаемый законопроект пытается совместить в себе позиции шелкового кнута и порченого пряника. Начнем с пряника. Законопроект предлагает ввести должность президентов вузов. Это – пряник, поскольку многие ректоры достигли 65 лет, не могут занимать свою должность далее и хотели бы перейти на должность президента. Но пряник предлагается порченый. Дело в том, что решение учредить должность президента принимает ученый совет вуза, а кандидатуру на эту должность – федеральный орган исполнительной власти. Может получиться, что хотели Иванова, а предложили Сидорова.
Предложение по ректорам – кнут, и означает это фактически движение в сторону назначения ректоров под предлогом их аттестации. По законопроекту, кандидатуру на должность ректора выдвигает вуз. После чего эта кандидатура попадает на рассмотрение в аттестационную комиссию. Не менее половины членов этой комиссии составляют чиновники. Вторая половина – не сами чиновники. Но так как комиссия формируется федеральным органом власти, то и эту половину будут составлять подобранные чиновниками люди. Таким образом, комиссия сыграет роль сита, которое не будет пропускать в кандидаты на должность ректора людей неугодных по какой-либо причине органам исполнительной власти. Этот законопроект фактически ставит конец свободной процедуре избрания ректоров. Ректора будут избирать из тех, кого оставит исполнительная власть. Это ограничение и автономии вузов, и соответственно вузовской демократии. Мы движемся назад от свободных выборов ректоров к строгой вертикали власти. Это и отрицательное значение по линии культуры. Назначенный ректор и обозначенный тип отношений субординации будут переносить вниз. А для движения вперед вузовской науке и демократии нужны творчески свободные отношения. Это и последствия политического рода. Очевидно, что законопроект предназначен для того, чтобы обеспечить большую подчиненность ректоров перед предстоящими выборами 2007–2008 годов.
Борис Виноградов, депутат ГД РФ, экс-замминистра образования РФ
Я не считаю, что этот законопроект – самый актуальный для нашего образования. Есть более актуальные.
В аттестационную комиссию входят, по законопроекту, 50% чиновников от Рособразования и 50% чиновников от субъектов РФ и общественности. Понятно, что чиновников в таких комиссиях будет больше. И в итоге именно чиновник будет рекомендовать, а общественность – присутствовать фоном. Это логичный закон, но тогда логика должна бы распространиться и дальше... Народ не может выбирать губернатора, а элита академическая не может выбирать себе ректора. Ей нужна аттестационная комиссия. Уже существуют проекты, что и кандидатуру президента Российской академии наук будет утверждать президент страны. Так, может, создать еще и аттестационную комиссию по выборам президента страны!
Теперь меня беспокоит правовой аспект этого вопроса. Выбирают, допустим, три кандидатуры в ректоры. Аттестационная комиссия рекомендовала одного. Что делают остальные? Они подают апелляцию. Пока суд не примет решение, ректора в вузе не будет. А кандидаты будут судиться до посинения. Те, чьи кандидатуры отклонили, будут требовать объяснения, по каким причинам. Это их право.
Есть и еще один момент. Комиссия рекомендовала. Ректора избрали. А дальше вуз не проходит аттестацию. По закону, вуз расформировывают, ректора снимают, ученый совет разгоняют. Ставят антикризисного управляющего. Он либо выводит вуз из кризиса, либо вуз ликвидируется. Кто будет отвечать за этого горе-ректора, которого рекомендовали на этот пост. Где та комиссия? Создается зона коллегиальной безответственности.
Ректорам кинули пряник – президентство. Сегодня действует постановление правительства, и по нему ректору, проработавшему в вузе 10 лет, сохраняются льготы. Если ректора не уважают, то даже в случае его избрания президентом коллеги определят ему рабочее место около туалета. Отработал ректором – иди работать простым преподавателем. А то у нас страна президентов и вечно зеленых помидоров. Так пусть помидоры будут спелыми, а президентов – поменьше.
Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики (ГУ)
Предлагаемые поправки в закон – это существенное изменение ситуации, которая сложилась в нашем образовании за последнее десятилетие. Предлагается фактически нечто среднее между выборами ректоров и их назначением... Почему предлагается именно такой вариант, в принципе понятно. Сегодня власть с внедрением своей программы модернизации образования сталкивается зачастую с тем, что во многих вузах сложился неэффективный, застойный менеджмент, который не контролируется коллективом и очень слабо подотчетен учредителям вузов. Предлагаемые поправки – попытка передать процесс управления вузом в более надежные руки. Вы знаете, сейчас формируются два национальных университета (в Красноярске и на юге страны), в процессе создания которых вузы объединяются. И в одном из регионов власть столкнулась с ситуацией, что ряд слабых вузов отказывается добровольно объединяться с сильными...
То есть со стороны исполнительной власти намерения понятны. Но, с другой стороны, при всей слабости вузовской среды все-таки академическая демократия является одним из краеугольных камней университетской системы во всем мире. Если мы хотим походить на цивилизованные страны, то нам необходимо развивать вузовскую демократию... Я уверен, что есть альтернативный путь решения ситуации.