0
9186
Газета Образование Интернет-версия

10.03.2006 00:00:00

Функциональная неграмотность – чума ХХI века

Татьяна Жукова

Об авторе: Татьяна Дмитриевна Жукова - президент Ассоциации школьных библиотек России

Тэги: образование, неграмотность, чтение


Функциональную неграмотность называют чумой XXI века, именно она – причина всех техногенных катастроф и аварий. И слишком дорого обходится человечеству это простое неумение читать инструкции, понимать прочитанное. Если до 10 лет ребенка не научили читать (речь, конечно, идет не о скорости чтения, а о качестве этого процесса), то дальше ему придется зубрить все предметы подряд. Кстати, именно качество чтения проверяет Международная программа по оценке образовательных достижений (Исследования ПИЗА). И именно наши школьники уже второй раз демонстрируют самые низкие результаты среди развитых стран мира. В чем причина?

Причин много, основных – две. Была разрушена система дошкольного образования. С начала 90-х были закрыты детские сады (в основном, ведомственные). С работой по подготовке детей к школе и чтению не справились родители, которые, кстати, и не могли это сделать профессионально. Ну и, конечно же, причина в медленном умирании школьных библиотек. Поразительно, но даже понятия «школьная библиотека» нет в нашем законе об образовании. В Японии, например, с 1958 года действует закон о школьных библиотеках. Есть там и закон о поощрении детского чтения. У нас ничего такого нет┘ Будущее глобальное общество – прежде всего не информационное общество, а правильней бы его назвать «обществом знаний». Меняется парадигма в образовании, идет переход с образования на всю жизнь, на образование всю жизнь. И в этом контексте библиотека занимает во все мире особое место. Совсем недавно вышел перевод на русский язык книги Р.Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». В перечне суперкреативных профессий XXI века там названа и профессия библиотекаря. Почему? Девизом нового информационного века объявляется интеллектуальная конкурентоспособность.. В информационном обществе XXI века более половины рабочего времени будет уходить на хранение, обработку и передачу информации. А это уже – родовые качества библиотекаря. И в школе этому сегодня не учат.

Именно поэтому ЮНЕСКО считает, что фундаментом нового общества знаний должны стать школьные и публичные библиотеки. Школьная библиотека – это генератор, катализатор, создатель инновационной образовательной среды, необходимой для творческого развития ребенка и инноваций учителя. Что касается личных библиотек, у нас треть россиян, по оценкам социологов, не имеет собственной библиотеки вообще, еще одна треть имеет только до 100 книг. Можно представить себе, в какой книжной среде живут наши дети. Уже многие годы не комплектовались основные фонды школьных библиотек. Много внимания уделялось учебному фонду, потому что за годы перестройки учебники менялись очень часто. А вот художественной литературой библиотеки практически не пополнялись. Почему было качественное образование до революции? Потому что жила традиция – стыдно было учиться только по учебникам. Очень много читали. Для этого были уникальные фонды школьных библиотек. Это утеряно сегодня нами, но многие страны это подхватили и успешно развивают. Например, Южная Корея сделала прорыв в образовании. Там общественные организации, опираясь на инициативу родителей, смогли изменить отношение общества к школьным библиотекам. Добились открытия специального департамента в Министерстве образования и развития человеческих ресурсов и финансирования пятилетней программы развития школьных библиотек.

Многие считают, что компьютер сегодня вытесняет книгу и чтение. На самом деле происходит смена моделей чтения, и, как говорят специалисты, идет новая революция письменной речи, когда любой профессионал, работающий на компьютере, должен уметь одновременно и читать большие массивы информации, и писать, создавая новую информацию и новые знания. А это требует особых навыков и культуры чтения. Поэтому качество чтения во всем мире сегодня связывается с будущим успехом каждого в отдельности и общества в целом. И что мы видим сегодня? Объявлены приоритетные национальные проекты, в том числе и в образовании. Школьный библиотекарь опять выпал из поля зрения. Значит, на это место придет непрофессионал. А это серьезно скажется на качестве образовательного процесса в школе. Во всем мире школьный библиотекарь – это информационный лидер школы, формирующий информационную культуру учителей и учащихся. А о каком инновационном развитии России при этом можно будет говорить! Зачем тратить миллионы на многократную переподготовку учителей и при этом даже не подумать о переподготовке библиотекарей.

Сегодня прослеживается тенденция к сокращению перечня федерального списка учебников. Как говорил писатель С.Т. Аксаков, кстати, творчеством которого восхищался сам Л.Н. Толстой: «Пусть я и второстепенный писатель, но мой кирпичик уже лежит в фундаменте того, что создаст великого писателя┘» Так и учебников не может быть мало. До революции их было множество, и никто не думал их запрещать или не издавать. «Это может стеснить учителя в свободном выборе учебников», а значит скажется на его творчестве. Представьте только, сельской учительнице XIX века разрешалось открыть при школе киоск по продаже книг. А сам великий Толстой предлагал своим друзьям-писателям поддерживать чтение народа и бульварные романы переписывать и править.

Мне очень нравится, как заострили эту проблему в Великобритании. Первое, что сделали, это – сформулировали национальную идею поддержки чтения. Объявление об этом сделали во время трансляции популярного сериала, когда у экранов собралась огромная аудитория. При реализации идеи были задействованы не только огромные государственные ресурсы, но и деньги частного бизнеса. Что-то срочно нужно делать и нам... Пока не стало поздно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
926
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
473
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
418
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
531

Другие новости