Академик Бестужев-Лада занимается исследованием нашего будущего уже много лет.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
- Игорь Васильевич, изменится ли роль учителя в образовательном процессе в ближайшие 20-30 лет и насколько?
- Изменится. И сразу в нескольких направлениях. Первое, на что хочу обратить ваше внимание, мы живем в эпоху комплексной компьютеризации общества и общественного производства. Это означает, что в будущем компьютер возьмет на себя значительную часть работы, которую выполняют сегодня рабочие. Появляется проблема, куда эту высвободившуюся рабочую силу направить. Опыт показывает, что в этих условиях мы сможем позволить сокращение рабочей недели до 32 часов, то есть поставить два человека на каждое рабочее место. Но даже этих мер будет мало... Люди сядут за парты, будут получать другие профессии. Так что учителям в ближайшем будущем работы только прибавится. Психологи учат нас, что идеальная группа для занятий - это 5-7 человек. В идеале учитель не должен иметь каторжную нагрузку, как сегодня, важно время для его подготовки к уроку. Кроме того, потребуется больше времени на расширение кругозора учителя, на ознакомление с возрастающим объемом информации. И учитель просто обязан будет вести полноценную культурную жизнь и иметь время на релаксацию. А чтобы его отдых был полноценен, я не вижу другого выхода, как открытие в школе новой вакансии - помощник учителя. Ассистент педагога будет заниматься со школьниками только внеклассной работой на переменах и во второй половине дня. Итак, школа будущего - маленькие классы, где учебный процесс - творческий и радостный, без унизительных "двоек" и вызовов родителей в школу.
Второй момент, который надо отметить. Через 10-20 лет человечество придет к качественно новому состоянию. Компьютеры, которые уже разработаны и через несколько лет поступят в продажу, - портативные и способные вооружить ученика в том числе и той информацией, которую раньше учитель давал на уроке. Интернет не всегда будет той свалкой мусора, каковой он является сегодня. В ближайшее время, приведенный в порядок и соединенный с портативным компьютером, он превратит человека в некий симбиоз, человека-машину. Образно говоря, каждый будет иметь в своем кармане и мини-поликлинику (с выдачей результатов анализов), и библиотеку. Любой сможет немедленно извлечь из компьютера информацию из той области знаний, которая его заинтересовала в данный момент.
- К чему же будет сведена роль учителя в таком случае?
- Часто забывают о том, что образование включает в себя обучение и воспитание. Роль учителя в школьном процессе сведется к тому, чтобы помочь ученику в овладении знаниями. В каждой возрастной группе (от детсада до вуза) процесс будет построен по академическому принципу. Ребенок, молодой человек будут изучать что-то под руководством более опытного наставника. Преподаватель в новых условиях - это гуру, духовный наставник. Случится это, правда, не скоро. Согласно научно-техническому прогнозированию, лет через 20-30. Но к этому переходу нужно еще успеть перестроить сознание учителя.
- Что вы имеете в виду?
- За эти годы нужно успеть сделать все мыслимое и немыслимое, чтобы поступление будущего учителя в педвуз было равнозначно поступлению офицером в лейб-гвардию сотню лет назад. Сегодня наша школа поражена болезнью, страшней которой нет, - коррумпированностью. Школу превратили в разновидность черного рынка. Спасение одно - начать реанимировать педагогический корпус страны. Малейшее нарушение должно сопровождаться позорным исключением из рядов педагогов.
- Жизнь педагога в качественном отношении сегодня намного хуже, чем была 100 и 10 лет назад?
- Все три обозначенных вами периода нашей истории - это разные состояния общества. Не хуже, не лучше была жизнь учителя - а иная. Царская Россия - это домашняя школа, и это одни требования к учительскому труду. Тем более что подавляющее большинство семей (90%) передавали свою профессию по наследству, и всем хватало начального образования. Одним словом, ПТУ было в каждой семье.
Итак, царская Россия - это прежде всего домашняя школа. Лишь считанные проценты молодежи после окончания начальной школы шли в средние учебные заведения, гимназии и реальные училища. Еще меньшее число, какие-то доли процента школьников шли в университеты. Сколько сегодня, например, идут в разные экзотические училища.
В 20-е годы, когда домашняя школа еще работала на полную мощность, в стране не хватало дипломированных специалистов. И наша школа была переориентирована на их подготовку. Увеличилось количество педагогов, и отношение к ним тоже стало другое. На них возложили еще и идеологическую нагрузку. Уже к середине 70-х годов мы пришли к пониманию, что дипломированных специалистов у нас намного больше, чем надо. К 90-м годам школа вообще зашла в тупик, появилась необходимость ее реформирования. В том числе и встали вопросы качества педагогических кадров. Наша школа выпускает школьников в жизнь в 17 лет. К этой жизни они не готовы. Страшит рекрутская армия, которую считают ужасной по опросам социологов более 60% населения и в которую силком забирают 14% мальчиков. После вуза дети тоже не готовы к жизни. Они уже не обзаводятся семьей. Подавляющее число живет в конкубинате (сожительстве). Рождаемость стремительно сокращается.
- Ученые бьют тревогу, что нация вымирает...
- И это правда. Сейчас школьников в России - 18 миллионов, три года назад было 21, а через пять лет - прогнозируют не больше 14. Что будет дальше - картина ясна. Надеюсь, что переход в новое качество жизни не даст нам упасть до нуля... В мире по-разному происходит депопуляция. Вот мы вырождаемся по миллиону в год, оставшееся детское население, кстати, тоже не вносит в эту картину особой жизнерадостности. Нация болеет, много "хроников" (80%). У народов, которые еще не совсем расстались с деревенским образом жизни (Азия, Кавказ), тоже идет сокращение рождаемости, но не в таких размерах, как у нас. У них еще случается рождение пяти и более детей в семье. То есть вполне достаточно, чтобы один ребенок остался дома с родителями, а четверо наводнили рынки России со всеми вытекающими отсюда процессами. Нам предстоят 10-20 лет формирования на просторах России, по сути, совершенно нового этноса. Примерно такого, какой формировался во времена татаро-монгольского ига. После его падения появился этнос, который представляем сегодня мы с вами и который называется "русский". От древних славян в нас немного. Подобный процесс ожидает Россию и в будущем. Примером тому Москва. Посмотрите, сегодня в Москве уже много мест компактного проживания диаспор (чеченской, азербайджанской, татарской, грузинской и т. д.). Но мы не одиноки, подобные процессы идут и в Европе. Правда, там процесс идет не такими быстрыми темпами, как в России, но┘ На школу в связи с этой новой ситуацией возлагается очень сложная задача. Например, как обучать детей, часть которых не владеет в достаточной мере русским языком. Как воспитывать детей с совершенно разной национальной культурой. В общем, школы и общество в целом ждет достаточно сложный и тяжелый период формирования нового этноса. И особая роль здесь будет возложена на учителя. Потребуется дополнительная работа по подготовке учителя к этим процессам.
- Не могу не спросить вас о развитии школы в условиях глобализации.
- Под глобализацией сегодня порой подразумевают совершенно разные вещи. Большей частью речь идет здесь об унификации многих параметров нашей жизни. Мы начинаем есть одни и те же хот-доги, биг-маки, слушать одни и те же песни, разговаривать на одном и том же упрощенном варианте русского. Сегодня унификация идет под флагом американизации. Америка - единственная сегодня сверхдержава. И сегодня она диктует, как нам жить. Основная наша валюта доллар (80% денежного обращения в долларах)┘ Но даже не это главное. Суть в том, что молодому поколению в Японии, Германии, России и в других странах это нравится. Ситуация у нас сегодня примерно та, что была в XVIII веке, за исключением одного существенного момента. Тогда на французском языке мыслила и говорила только знать, а большинство населения страны хранило верность национальным традициям, что в конечном счете и позволило нам сохраниться как нации. Сегодня интеллектуальная элита - носитель русской культуры, а простонародье (используем этот термин) - до академиков и министров включительно - американизируется. И этот процесс неостановим, потому что не разработана даже государственная стратегия сохранения отечественной культуры. В том числе не выработана и линия школы в этом вопросе.