0
1872
Газета Образование Интернет-версия

23.05.2003 00:00:00

Кайф за школьной партой

Тэги: наркомания, мониторинг, дети, прогнозы, реклама


Два дня назад были предоставлены результаты общероссийского мониторинга Центра социологических исследований о наркоситуации в молодежной и подростковой среде в 2002 году. Инициатором проведения этого исследования стало Министерство образования РФ. Планируется, что на основе полученных данных, Минобразования и Министерство здравоохранения РФ согласованно выйдут в правительство России с предложением разработать и принять оперативные меры по борьбе с распространением наркотиков среди молодежи и подростков. А ситуация в этой области складывается действительно очень тревожная.

Опрос проводился в 88 субъектах РФ. По данным представленного доклада, каждый второй ребенок в возрасте 11 лет знает о наркотических свойствах конопли, в 13 лет осведомленных оказывается уже две трети, к 16 годам доля информированности возрастает до 80%. Меры, направленные на профилактику, пока не привели к существенному сокращению числа молодежи и детей, потребляющих наркотики. По официальным данным, примерно 6,5 млн. человек в стране потребляют наркотики, из них 4 млн. - молодежь и подростки. Из них наркозависимых юных граждан страны - около 1 млн.

Любопытно, что население России винит в сложившейся критической ситуации органы власти и только потом уже - наркоторговцев. Ученые с завидной частотой публикуют в печати выводы своих исследований, согласно которым курение, алкоголь и наркотики - звенья одной цепи. Тем не менее пиво (официально) - до сих пор не считается алкогольным напитком. А потребляют пиво сегодня не менее 80% юных граждан страны. Растущей любви к пиву в немалой степени способствует безудержная реклама. Причем напиток навязчиво рекламируется авторами роликов не как марка того или иного продукта, а как стиль жизни. Жизни изысканной и дорогой. Пей пиво и приобщайся к красивой жизни. Кстати, на презентации мониторинга в агентстве РИА "Новости" журналистам был представлен ролик Юрия Грымова как образец социальной рекламы, призванной убедить молодежь не потреблять наркотики. Видеоряд ролика выглядел так: юноша на полу около грязного унитаза, кровь, разбросанные шприцы - и нобелевский лауреат в смокинге на вручении премии. Смысл ролика таков: ты мог бы быть лауреатом, а выбрал наркотики. Только вот для подавляющего большинства россиян такая ценность, как Нобелевская премия, звучит ирреально. Как и ролик Грымова. Одной красивостью здесь не возьмешь... На рекламу пива работает целая "армия" специалистов, знающих психологию подростка. Жаль, что такой "армии" нет у государства.

Авторы доклада отмечают, что с 2001 года стабилизировался показатель среднего возраста начала потребления психоактивных веществ, и сегодня он составляет: табака - 11,5 года, алкогольных напитков - 13 лет, наркотических средств - 14 лет.

Анализ ситуации позволил авторам мониторинга сделать вывод, что преобладание зарубежных источников поставки наркотиков свидетельствует о продуманной маркетинговой стратегии международной наркомафии. Для нее Россия - наиболее выгодный в экономическом плане регион с вполне благоприятными условиями. Потенциальная рентабельность наркорынка в России сегодня составляет 500%. Ежегодный оборот потребительского наркорынка - не менее 5 млрд. долларов США. Каждый год на приобретение наркотиков дети и молодежь тратят 2,5 млрд. долларов. Ради такой выгоды наркомафия идет на любой риск. Впрочем, даже и не встречая достойного отпора. Денег, которые имеет наркомафия, несоизмеримо больше, чем денег, выделяемых на борьбу с ней. Кроме того, в России наряду с другими благоприятными факторами активно формируется потребительский рынок наркотических средств при помощи предварительного приобщения детей к потреблению табачных изделий, алкоголя, некоторых фармацевтических изделий.

Авторы мониторинга считают, что в современных условиях несколько изменился механизм реализации наркотических средств. Мафия скорректировала свое поведение на российском розничном рынке. Она старается уйти из мест повышенного контроля со стороны правоохранительных органов, то есть с дискотек, школ, мест организованного отдыха. Основной акцент она делает теперь на места временного скопления молодежи - улицы, дворы, парки. Сегодня к потреблению наркотических средств привлекаются на дискотеках один из десяти подростков, в школах и ПТУ - один из шести, а на молодежных уличных тусовках - 80% пробовавших и потребляющих наркотические вещества.

Согласно данным мониторинга, в 56 субъектах РФ (из 89) в 2002 году произошел рост числа потребляющих наркотические вещества, в 19 - снижение, в 14 - ситуация осталась без изменений. Причину роста ученые вынуждены признать в ухудшающемся положении российских семей. Число семей с неблагоприятными условиями воспитания, в том числе из-за материальных трудностей, достигает 30%. Повлияли на ситуацию и проблемы с организацией досуга, отдыха и занятости детей. Согласно итогам опроса, каждый второй ребенок проводит свои каникулы дома. 70% детей довольствуются социально-пассивными формами досуга - просмотром передач, видео, прослушиванием музыки.

Как показал мониторинг, очевидно, не найдены убедительные аргументы в антинаркотической пропаганде, не учитывается психология подростка. Прогнозы на 2003 год звучат пока неутешительно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
586
И розовый бантик

И розовый бантик

Вячеслав Харченко

Истории про бокалы для шампанского

0
317
Как волшебство уживалось с пуританством

Как волшебство уживалось с пуританством

Гедеон Янг

Про далекое эхо Средневековья

0
272
Когтистые лапы с плавниками

Когтистые лапы с плавниками

Анна Аликевич

Научный каталог мифологических существ

0
73

Другие новости