Эта непростая история начиналась в 1923 году. Именно тогда Александр Гольденвейзер создал в Московской консерватории специальные музыкальные классы для особо одаренных детей. Двумя годами позже эти классы были преобразованы в Центральную музыкальную школу. За весь период своего существования ЦМШ дала России, да и миру, целую плеяду блистательных музыкантов: Татьяна Николаева, Вера Горностаева, Геннадий Рождественский, Владимир Спиваков, Леонид Коган, Михаил Плетнев, Наталья Гутман, и этот список можно продолжать.
Школа, расположенная в близком соседстве от консерватории, - в принципе уже уникальная возможность для воспитания вундеркинда от музыки. Образовательный процесс становится слитным, гармоничным, последовательным. Днем воспитанники учатся в школе, а вечером быстро переходят из одного здания в другое - на встречу уже с Большим искусством, затем в другое - и отдыхают. Так было и с ЦМШ. Увы, 15 лет назад в здании в Кисловском переулке (около консерватории) Министерство культуры затеяло ремонт, и детей переселили на улицу Карбышева (периферия Москвы). Более 300 учащихся, приехавших из разных городов России и СНГ, обучаются с 1 по 11 класс в ЦМШ бесплатно. Занятия по общеобразовательным и музыкальным предметам идут с утра до вечера. В результате сложившейся ситуации дети лишены возможности бывать на филармонических концертах. Как нуждаются в этом юные дарования - не надо объяснять. Добраться с улицы Карбышева до центра Москвы - сложно. А ведь еще школьникам когда-то надо отдыхать! А двухчасовая тряска в вагоне метро и салоне троллейбуса - не самый лучший вид отдыха. Нынешний директор ЦМШ - заслуженный деятель искусств РФ виолончелист Сергей Усанов - прикладывает все усилия к тому, чтобы ремонт наконец-то был завершен, и сталкивается с очень странными проблемами. Как покров, который плела жена Одиссея Пенелопа днем и распускала плетение по ночам, ремонт вроде бы идет, а вроде - нет.
"В 1998 году Министерство культуры Российской Федерации утвердило меня в должности директора Центральной музыкальной школы. А через два месяца - дефолт. Когда я пришел в школу, в классах не хватало мебели┘ Счета были заблокированы, на дверях школы висел амбарный замок. Долг в 3 млн. рублей завершал общую картину", - рассказывает Сергей Усанов. Шло время, менялись министры, не менялась ситуация.
В январе 2001 года Министерство культуры выделило 7,5 млн. рублей на продолжение ремонта ЦМШ. Администрация школы возликовала. Но не тут-то было! Когда пошли платежи в казначейство, их по непонятной причине отказывались принимать.
Три письма за подписью Сергея Усанова ушли в Министерство культуры. Но никакой реакции не последовало - на письма чиновники не отвечали и на стройку не приезжали┘ Деньги, выделенные на продолжение ремонта, то есть 7,5 млн. рублей, пролежали в казначействе до декабря 2001(?!) года. Наконец 13 декабря 2001 года деньги школе перечислили, но сразу же потребовали от нее в течение двух дней отчитаться об использовании данной суммы. Освоить столь большую сумму так быстро было нереально. В результате деньги вернулись обратно в Министерство культуры. А в ЦМШ больше о них никто не слышал.
"Я оказался заложником тяжелой ситуации, - говорит Сергей Усанов - но буду биться до конца". Кстати, ходят упорные слухи, что судьба самого директора Усанова висит на волоске, его за излишнее рвение власти грозятся снять. Московская музыкальная общественность неоднократно обращалась с письмами и просьбами о помощи и поддержке ЦМШ в Министерство культуры России. Пятнадцать выдающихся музыкантов написали письмо министру культуры. Среди них Тихон Хренников, Карен Хачатурян, Сергей Доренский, Александра Пахмутова┘ К сожалению, реакции со стороны министерства до сих пор не последовало.
Эдуард Грач, профессор Московской консерватории: "...Я вспоминаю один факт из моей биографии. Приехал после эвакуации в ЦМШ в 1944 году. Война еще не закончилась, а школа уже жила. Почему же сейчас никак нельзя решить вопрос со стройкой?.. Благодаря тому, что у нас еще есть энтузиазм, мы еще держимся на всех международных конкурсах┘ Но ведь многие дети уезжают. Ученики ЦМШ получают сегодня международные премии не благодаря, а вопреки тем условиям, в которых они находятся".
Андрей Эшпай, композитор: "ЦМШ - это государственное дело... Создается впечатление, что идет планомерное разрушение нашей национальной культуры. Вся музыкальная общественность поддерживает Сергея Усанова..."
Анатолий Агамиров, музыкальный критик: "Пресловутая перестройка ЦМШ - это преступление. Когда в ЦМШ училось мое поколение, нас называли Пушкинским лицеем. Самые лучшие педагоги Москвы вели общеобразовательные предметы. Мы были в трех минутах ходьбы от консерватории, все было близко и удобно..."
Юрий Слесарев, профессор Московской консерватории: "Когда я учился в ЦМШ, мы буквально ночевали в консерватории. Володя Спиваков, Леня Коган - это все наша компания. У нас были, например, такие шалости. Мы сами рисовали входные билеты на Третий конкурс П.И. Чайковского. Получалось очень похоже на настоящие. Мы проходили на все концерты..."
По ситуации выглядит так, что министр Швыдкой держит в руках меч, а музыканты - смычки. Неужели дуэль будет продолжаться?