0
5353
Газета От редакции Печатная версия

28.05.2020 19:16:00

Военные авиастроители ставят на искусственный интеллект

Человек в кабине истребителя шестого поколения превращается из пилота в контролера

Тэги: военная авиация, авиастроение, искусственный интеллект


военная авиация, авиастроение, искусственный интеллект Фото Павла Сарычева\НГ-Online

Пилот гражданского самолета все больше становится похож на робота, следящего за показаниями приборов. Катастрофа Sukhoy SuperJet-100 в Шереметьево, которая унесла 41 жизнь, говорит о том, что в критической ситуации при отключении автопилота человек порой не в состоянии адекватно реагировать на происходящее. Он теряется и не знает, что делать со сложной бортовой электроникой. Современная авиация, в том числе военная, все дальше уходит от ручного управления.

Самые современные боевые истребители – машины 5-го поколения: американские F-22 Raptor, F-35 Lightning и российский Су-57 – устроены так, чтобы человеку приходилось минимально участвовать в их работе. Они могут выполнить полет на малых высотах, огибая естественные препятствия, рассчитать тактику боя и предотвратить ошибки при выполнении критического маневра, способного привести к авиакатастрофе. С помощью безынерциальных систем навигации они «запоминают» маршрут полета и вернут истребитель на аэродром вылета без вмешательства человека, подсказок диспетчеров. На днях истребитель Су-57 впервые продемонстрировал, что может вообще обходиться без летчика – машина выполнила полностью автоматический полет. Пилот, правда, находился в кабине, но систем управления не касался.

Этот полет Су-57 проходил в рамках отработки использования элементов следующего, 6-го, полностью роботизированного поколения авиационной техники. Переход к управлению техникой при помощи искусственного интеллекта крайне важен именно для военной авиации. Стресс при выполнении боевого задания у военного пилота значительно выше, чем у того, кто управляет гражданским самолетом, как выше и опасность. Для армии потеря военного летчика – крайне дорогостоящее событие, ведь такого специалиста готовят много лет. К тому же у пилота могут возникать объективные физические проблемы в полете, например из-за перегрузок, – и этот фактор надо учитывать в планировании боевого применения самолета. Робот же всегда готов к бою. Его потеря влечет исключительно финансовые издержки. Это и привлекает военных, когда они заказывают у ученых и промышленников максимально автоматизированные боевые системы.

Пока искусственный интеллект все еще пугает человечество непредсказуемостью. Сегодня это самообучающиеся системы, способные анализировать ситуации и предлагать их решения, не повторяя прежних ошибок. Спор о том, может ли этот разум выйти из-под контроля и каковы будут последствия, идет много лет. Создатели новых систем осознают возникающие риски. Поэтому человек остается «у штурвала» управления даже самой современной военной техникой.

Однако сегодня «контролер» может пребывать в тысячах километров от боевой машины. Например, дрон MQ-9 Reaper уничтожает цели в Афганистане и Пакистане, а его оператор находится в Европе или Америке.

В немалой степени для того, чтобы иметь возможность сохранять контроль над истребителем, из Су-57 (при всех его достижениях) до сих пор не убрали кресло пилота. Эта машина уже сейчас может считаться истребителем следующего, 6-го поколения. Уровень ее роботизации настолько высок, что эта система в состоянии управлять и другими объектами в воздухе, на земле и воде, решая с ними совместные боевые задачи. Например, «помощниками» могут быть беспилотные роботы С-70 «Охотник», несущие ракеты и бомбы. Многих утешает, что при выполнении миссии в кабине Су-57 будет находиться человек, способный отключить искусственный разум и взять управление на себя. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сбер вручит миллион рублей за лучшую статью об искусственном интеллекте

Сбер вручит миллион рублей за лучшую статью об искусственном интеллекте

Владимир Полканов

Награждение победителей конкурса пройдет на конференции AI Journey 2024

0
1432
V церемония вручения призов в области веб-контента: искусственный интеллект плюс

V церемония вручения призов в области веб-контента: искусственный интеллект плюс

Вера Цветкова

Лауреаты  премии  определялись по итогам голосования ведущих представителей онлайн-кинотеатров, тв-каналов и медиаресурсов

0
1059
Развитие искусственного интеллекта все больше зависит от Китая

Развитие искусственного интеллекта все больше зависит от Китая

Анастасия Башкатова

Америка уже не слишком привлекает высококлассных IT-разработчиков

0
2567
Константин Ремчуков. В Китае число пользователей сотовых сетей 5G превысило 850 млн абонентов

Константин Ремчуков. В Китае число пользователей сотовых сетей 5G превысило 850 млн абонентов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 08.04.24

0
7224

Другие новости