0
3178
Газета От редакции Печатная версия

13.09.2018 20:27:00

Государство как киномонополист

Министерство культуры продолжает резко вмешиваться в дела отрасли

Тэги: минкульт, протекционизм, кинематограф, законопроект, репертуар, кинотеатры

On-Line версия. Обновлено 22:18 13.09.2018

минкульт, протекционизм, кинематограф, законопроект, репертуар, кинотеатры Фото pixabay.com

Минкульт продолжает протекционистскую линию в отношении отечественного кинематографа. Ведомство опубликовало законопроект об ограничении количества сеансов каждого фильма в день до 35%. Закон может вступить в силу с будущего года. По мнению Минкульта, такая мера должна обеспечить многообразие релизов в репертуаре кинотеатра. За нарушение закона кинотеатром предполагается установить штраф от 100 до 200 тыс. руб., за повторное – до 500 тыс. руб.

Инициатива новых поправок в закон, по сути, встает в один ряд с намеченными Владимиром Мединским насильственными мерами по отношению к иностранному кино в российском прокате с целью повышения сборов и престижа национальной отрасли. Министр культуры крайне негативно относится к голливудскому контенту в кинотеатрах и не раз называл его «монополией, ведущей к загниванию». И ограничение по его процентному соотношению в прокате обсуждается не первый год. В прошлом году Мединский отмечал, что европейские дистрибьюторы заполняют до 50% общего проката под один фильм, вынуждая прокатчиков остальные картины показывать в неудобное, то есть неприбыльное время.

Ситуация действительно требует изменений. Однако пути ее исправления предлагаются неоднозначные, а чаще – губительные для отрасли. Так, одно из предложений, которое было, к счастью, отменено – законопроект об увеличении стоимости прокатных удостоверений до 5 млн, который якобы сделал бы льготу для «слабых» игроков рынка, но при этом очистил бы рынок от низкокачественного продукта. Но цифра абсолютно неподъемная (цена удостоверения всегда равнялась 3500 руб.), хотя сумму и обещали отдавать Фонду кино на финансирование отечественного кинематографа. Такой закон очевидно ударил бы по авторскому и фестивальному кино.

Процентное ограничение в прокате тоже чревато последствиями: как отмечают эксперты, кинопрокатчики могут потерять мотивацию к развитию бизнеса, хотя в России по сравнению с другими странами и так наблюдается дефицит киноэкранов. Есть и оговорки: как работать кинотеатрам в провинции, где показывают по два сеанса в день? Или кинотеатрам определенного формата, в которых один фильм показывается на всех сеансах?

Как рассказали "НГ" в дирекции сети "КАРО", динамика предыдущих лет показывает естественный прирост доли отечественного кино в прокате. Сами сети заинтересованы в росте российского кино не просто в доле от общих сборов, а в фактических сборах, что и является критерием успеха. Но данный законопроект не способствует решению общей задачи.

Новые поправки в закон Минкульт называет антимонопольными мерами – действительно, при введении определенного ограничительного процента каждый фильм будет иметь равные шансы и выбор останется за зрителем. И порицаемые из года в год голливудские блокбастеры по определению не смогут занять все залы и сеансы. Разумным выглядит и тот факт, что в случае с однозальными кинотеатрами (чуть более 41% об общего числа кинотеатров) тот же процент будут считать не ежедневно, а ежемесячно.

И все-таки лазейка для дополнительного регулирования сверху остается. В самом документе отмечается, что требования не распространяются на национальные фильмы, а Минкульт, хоть и опроверг неверно понятую информацию о том, что лимит в 35% будет касаться только иностранных картин, и заявил, что речь и об отечественных, тем не менее отмечает, что некоторые российские фильмы, видимо, могут быть освобождены от исполнения данных правил.

Таким образом, не исключено повторение историй с длинными прокатами (как, к примеру, с фильмом «Движение вверх»), переносом даты релизов, увеличением количества сеансов. Иными словами, всем тем, что в последние годы принято называть «поддержкой российской кинематографии» и что на деле оказывается прямым вмешательством, пусть и с благими намерениями, в кинопрокатный рынок (и к тому же, как показывает практика, только отвращает публику от российского кино). И о каких антимонопольных мерах можно говорить, если монополистом в вопросе формирования прокатной сетки в итоге оказывается само государство?     


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Удар Ирана по Израилю может помочь Украине

Удар Ирана по Израилю может помочь Украине

Геннадий Петров

Байден предлагает, учитывая события на Ближнем Востоке, ускорить выделение финансирования союзникам Соединенных Штатов

0
1630
Россиянам запретят часто жаловаться в госорганы

Россиянам запретят часто жаловаться в госорганы

Екатерина Трифонова

С бюрократическими отписками предлагают бороться отсевом заявителей

0
2442
"Не обижать – это большое действие"

"Не обижать – это большое действие"

Наталия Звенигородская

Сказки Перро в постановке "Урал Балета" связали с текстами студентов фонда "Антон тут рядом"

0
2660
Политического решения по мигрантам не видно

Политического решения по мигрантам не видно

Екатерина Трифонова

Точечная жесткость депутатских инициатив разогревает общественное мнение

0
3733

Другие новости