Фото сайта kremlin.ru
Сразу две социологические организации – фонд «Общественное мнение» (ФОМ) и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) – отмечают укрепление рейтингов власти: президента РФ Владимира Путина, правительства России и его председателя Дмитрия Медведева. В июне-июле показатели доверия всем вышеупомянутым резко снизились. Например, Путину, по данным ФОМа, в начале июня доверяли 75%, в начале августа – уже 58%, а сейчас – 60%.
По данным ВЦИОМа, показатель одобрения деятельности президента с начала июня до конца июля упал с 77% до 63%. Однако в августе падение прекратилось. Показатель стабилизировался на уровне 63–64%. Аналогичные рейтинги правительства и Дмитрия Медведева менялись параллельно и пропорционально рейтингу Путина – притом что изначально деятельность кабмина одобряли 47%.
Эксперты объясняют стабилизацию рейтингов тем, что тема пенсионного возраста перестала быть центральной в телевизионном эфире, граждане смирились с неизбежностью реформы, а Путин активизировался в медийном пространстве, и это вселило в его электорат надежду и оптимизм (см. «НГ» от 20.08.18). Впрочем, стоит отметить, что сейчас, спустя несколько месяцев после президентских выборов, власть едва ли обеспокоена резким летним снижением рейтинга и стремится поскорее его стабилизировать. Падение было ожидаемым и, вероятно, даже запрограммированным.
Показатели доверия и одобрения, электоральный рейтинг – это политическая монета, ресурс, который нет смысла копить, а есть смысл тратить. Пенсионная реформа – тот редкий случай за 18 лет, когда власть умышленно пошла на расходование части рейтинга. Если отталкиваться от предвыборных и послевыборных публичных выступлений Путина, то речь идет о стратегических расходах. Власть меняет структуру бюджетных трат, в том числе и порядок пенсионных выплат, чтобы аккумулировать средства на большие социально-экономические и инфраструктурные проекты. Если все пойдет по плану, то к концу шестилетки государство и правящая элита смогут вернуть себе те цифры доверия, от которых они вполне добровольно отказались сегодня.
Стабилизация рейтинга Путина, судя по данным ФОМа и ВЦИОМа, произошла на уровне 60–63%. Во-первых, это по-прежнему очень высокий показатель. Практически любой западный лидер может о таком только мечтать. Президент РФ взял такой политический кредит, который позволяет ему провести не одну, а сразу несколько непопулярных реформ и при этом оставаться фаворитом любой электоральной гонки. Таковы российские реалии. А то обстоятельство, что показатель доверия правительству примерно на 30% ниже, чем показатель доверия главе государства, дает Путину простор для маневра. В критический момент он попросту может сделать показательные перестановки в кабмине, как это было в нулевые, на волне монетизации льгот.
Во-вторых, любые показатели доверия обретают смысл в конкретном системном контексте. Для любой западной правящей партии потеря 15% рейтинга была бы сильным ударом. Там эти проценты не повисают в политическом воздухе. Их обязательно и моментально подхватывают конкуренты. Преимущество правящей партии над оппозицией, как правило, ограничивается несколькими процентами.
В России все иначе. Показательны электоральные рейтинги политических партий, которые приводит ВЦИОМ. «Единая Россия» с начала июня потеряла 12%, но кто забрал их себе? По 3% отщипнули КПРФ и ЛДПР, еще два – «Справедливая Россия», еще 4% не хотят идти на выборы или намерены испортить бюллетень. 12% – формально большая потеря. Но фактически партия власти не потеряла ничего. И это при том, что коммунисты попытались оседлать пенсионную волну и начали готовить референдум. Случись выборы сейчас, у оппозиции была бы повестка. Но при этом власть выходила бы на выборы так же уверенно, как и при 75% за Путина.
комментарии(0)