0
3551
Газета От редакции Печатная версия

11.07.2018 00:01:00

Зрителю нужны не только "Смешарики"

Авторскую анимацию спасут дети

Тэги: культура, кино, мультипликация, субсидии, авторская анимация


культура, кино, мультипликация, субсидии, авторская анимация Кадр из промо мульфильма "Смешарики 2D. Азбука финансовой грамотности" / Официальный канал Смешариков на youtube.com/TVSmeshariki

На днях правительством было опубликовано распоряжение «Об утверждении плана основных мероприятий на 2018–2020 годы в рамках Десятилетия детства». По приведенному плану Министерство культуры и некоммерческое партнерство «Ассоциация анимационного кино» к концу 2020 года должны разработать стратегию развития индустрии анимационного кино в РФ до 2030 года. На последнем совещании по поддержке анимации вице-премьер Ольга Голодец сказала, что внимание государства к мультфильмам – вопрос стратегический, социально значимый. Тогда же министр культуры Владимир Мединский одной из проблем в развитии отечественной мультипликации назвал малый бюджет – ежегодная субсидия в 800 млн руб. от государства явно недостаточна. Это примерно 10-я часть бюджета среднестатистического голливудского мультфильма. Министерство и само трезво оценивает возможности России, предлагая сопоставлять русскую индустрию не с американской, а скорее с развивающейся южнокорейской. Безусловно, равнение на Голливуд некорректно: в Америке не только другие деньги и иной объем затрат, но отличается и сама система производства. Крупные голливудские студии существуют в условиях самоокупаемости.

Проблема финансирования российской анимации, так же как в отечественном кино, перманентна. Денег никогда не хватает: сейчас государство обеспечивает около 60% бюджета анимационных проектов. Особенно нехватка средств ощущается в сфере авторской анимации, которая на фоне коммерческой, сериальной и полнометражной, хорошо продаваемой за рубежом (в основном речь идет о Китае и Восточной Европе) и формирующей индустрию, отходит на второй план, так как она пока не нужна ни дистрибьюторам, ни массовому зрителю. Тогда как с коммерческим контентом российские студии на международном рынке чувствуют себя уже уверенно.

Технологическое производство авторской, кукольной или рисованной,  анимации требует больше времени, человеческих ресурсов, финансовых затрат. К примеру, только в этом году состоялась премьера кукольного полнометражного фильма «Гофманиада», который на студии «Союзмультфильм» готовился целых 15 лет. Конечно, фильм не сможет окупиться в прокате, хотя и получает лестные отзывы на престижных смотрах. Пока пути коммерциализации авторской анимации только ищутся. Как рассказала «НГ» председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева, «авторскую анимацию очень сложно финансировать. Есть только два источника – 100-процентная господдержка и доход студии от коммерческой анимации, который будет вкладываться в авторскую». При этом авторская анимация не только крайне важна для развития культуры зрительской аудитории, но и необходима самой индустрии. «Важно понимать, что режиссеры, художники в коммерческую анимацию приходят из авторской. Авторская анимация – это кадровая школа, правильная техника, плацдарм для обучения молодых специалистов», – говорит Слащева.

Несмотря на то что зрительские аудитории коммерческой и авторской анимации сильно разнятся, есть такие жанры, которые готовы смотреть все. Еще один выход для нового времени – сетевые каналы, которые популяризируют авторскую анимацию на просторах Интернета. Есть короткометражки, собранные в часовую подборку, – альманахи для показа в кинотеатрах. По словам руководителя «Союзмультфильма», именно детской авторской анимации легче найти выход к широкому охвату аудитории.

Сегодня авторская анимация по-прежнему занимает нишу фестивального кино без прокатного потенциала. И площадок нет, и заинтересованности, в том числе на государственном уровне, еще недостаточно. Даже несмотря на то что российские проекты не только завоевывают фестивальные призы, но и добиваются более существенных наград, – вспомнить хотя бы номинацию на «Оскар» мультфильма Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
879
Эрмлер и Чаплин сказали тебе "Улыбнись!"

Эрмлер и Чаплин сказали тебе "Улыбнись!"

Наталия Григорьева

В кадрах киноведческой докудрамы оживают советский режиссер, американский актер и немецкий композитор

0
1254
Энергичная «Библионочь»

Энергичная «Библионочь»

Василий Матвеев

В этом году просветительская акция в российских библиотеках прошла при поддержке компании Эн+

0
1379
Лепесток в пропасти

Лепесток в пропасти

Ольга Камарго

Дебютный рассказ Виктории Токаревой и вся ее последующая судьба

0
2607

Другие новости