Фото пресс-службы президента Армении
В Брюсселе через 10 дней состоится саммит «Восточного партнерства». Форум любопытен двумя аспектами. Первый: получит ли личное приглашение для участия в мероприятии президент Белоруссии Александр Лукашенко? Если в ЕС не откажутся от этой затеи, исполнение которой отложили, то это означает, что Европа готова отозвать печать «последнего диктатора», поставленную ею же самой на белорусского лидера. Притом, что в Белоруссии мало что изменилось из того, из-за чего минский лидер заслужил такое прозвище.
Второй – более сложный. Речь о подписании Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС. Это повторная попытка Еревана сближения с Евросоюзом, на этот раз хорошо проработанная. Первая завершилась в 2013 году тем, что прибывший с визитом в Москву президент Армении Серж Саргсян после встречи с российским коллегой Владимиром Путиным объявил, что делает выбор в пользу Евразийского экономического союза.
Это заявление было ожидаемым. Но одновременно… и нет. Армения в программе «Восточного партнерства» успешно выполняла рекомендации ЕС. В вопросе подписания соглашения об ассоциации она, начав переговоры позже Грузии и Молдавии, быстро догнала их. Брюссель высоко оценивал и проводимые Ереваном реформы, и гармонизацию местного законодательства с европейским.
Армения в тот период чувствовала себя обиженной невниманием членов Таможенного союза (ТС) – главной интеграционной площадки СНГ до Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ее интеграционные порывы оставались незамеченными Минском, слишком занятым поиском собственной выгоды от ТС, чтобы отвлекаться на другие темы. Им противилась Астана, увязывавшая вопрос вступления Армении в союз с урегулированием карабахского конфликта по сценарию Азербайджана. Москва же взяла паузу и при этом выглядела несколько озадаченной успехами Еревана на «пути в Европу».
О чем шел разговор между президентами РФ и Армении четыре года назад, уже не так существенно, притом что ревностное отношение Москвы к западным альянсам и сближению с ними своих партнеров общеизвестно. Тем не менее после переговоров с Путиным Саргсян объявил о решении: Армения становится членом ТС. В тот же час отпал вопрос о соглашении с ЕС в том виде, в каком он разрабатывался: Еревану предстояло приводить дела в соответствие с требованиями ТС, а как они после этого стали бы сочетаться с требованиями ЕС, было непонятно. Предстояло начать переговоры по новому соглашению. В Брюсселе, понимая политическую подоплеку и то, что и эти усилия могут остаться бесплодными, все-таки решились на такой шаг.
Новый договор готов. О возражении стратегического партнера Армении – России – ничего не известно. Возможно, Ереван в ходе многочисленных с 2013 года встреч смог представить Москве неоспоримые аргументы в подтверждение неизменности основного внешнеполитического вектора и доказательства верности союзническому долгу. Если договор 24 ноября состоится, Армения станет первой участницей пророссийских проектов ОДКБ и ЕАЭС, которая «обзаведется» рамочным соглашением с ЕС. Похоже, оно может остаться неподписанным только в одном случае: если Москва все-таки решит, что договор угрожает ее интересам на Южном Кавказе. Способов напомнить Еревану о «правильном выборе» немало. Главный из них – безопасность армянской стороны, в том числе в карабахском вопросе.
В Армении надеются, что, согласившись с ее сближением с ЕС, стратегический союзник не передумает. Для остающегося в полублокаде Еревана важны любые интеграционные связи. К тому же Армения готова испытать себя в качестве связующего звена между ЕС и ЕАЭС. Помимо извлечения достаточно серьезных экономических дивидендов подобная функция способна заметно повысить геополитическую роль небольшого южнокавказского государства.