Фото Gettyimages
В седьмой раз подряд Forbes признал Ангелу Меркель самой влиятельной женщиной мира. Глава Христианско-демократического союза (ХДС) сохранила лидирующую позицию «после победы в ожесточенной предвыборной гонке», подчеркнул на днях журнал. «Германия – четвертая страна в мире по объему ВВП и самая большая, которой руководит женщина», – отметил Forbes, называя Меркель де-факто лидером борющегося с навалившимися на него трудностями Евросоюза.
Но сама Меркель ослаблена, как бы ни излучала спокойствие на фоне бури, вызванной результатами парламентских выборов. В Бундестаге впервые за 60 лет оказались представлены шесть партий, в том числе правопопулистская «Альтернатива для Германии». Это серьезно затрудняет формирование правящей коалиции и даже порождает слухи о возможных повторных выборах, чего в истории ФРГ не было ни разу.
В 2005 году, когда образовывалась первая «большая коалиция» при Меркель, формирование правительства заняло 65 дней. В 2013-м потребовалось уже 86 дней. В этот раз коалиционные переговоры продлятся скорее всего еще дольше. Ведь договариваться предстоит не двум, а фактически четырем партиям – участникам консервативного блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов, либералам из Свободной демократической партии и «Союзу-90»/«Зеленым». А вторая фаза предварительных, так называемых зондирующих, переговоров началась только вчера. При этом в четырех из 12 обсуждавшихся ранее сфер обозначить точки пересечения не удалось.
Лишь по окончании этих переговоров, призванных устранить разногласия по таким, например, вопросам, как миграционная политика и защита климата, начнется обсуждение деталей коалиционного договора. И все это время канцлер и ее правительство будут называться не действующими, а исполняющими обязанности. Решения, предполагающие одобрение парламентского большинства, оно принимать не может, как и ставить на повестку дня вопрос о доверии самому себе. А еще, как не имеющее легитимности, – подписывать межгосударственные соглашения.
В общем, Меркель находится в сложной ситуации: ведь она не вправе отказаться от особой ответственности Германии перед Евросоюзом. Неудивительно, что она с рядом оговорок поддержала президента Франции Эмманюэля Макрона, который предстал в роли спасителя Европы. Через два дня после выборов в Бундестаг он выступил в Сорбонне с массой энергичных предложений по реформированию ЕС. Эксперты отметили, что Меркель за всю свою карьеру ни разу не произносила такой речи, посвященной Европе.
Значит ли это, что президент Франции хочет отобрать у канцлера ФРГ роль лидера ЕС? Скорее всего нет. Макрону пригодится ее опыт, умение находить компромиссы и принимать решения. Только вместе они могут оставаться самыми сильными в ЕС. В то же время Макрон в отличие от Меркель умеет говорить о единстве и демократии в Европе так, чтобы граждане ЕС прислушались к этим словам.
И он берет инициативу в свои руки в условиях маргинализации ряда стран ЕС. Британия, высказавшись за брекзит, сама изолировала себя от Европы. Италия, ставшая одной из самых проблемных в еврозоне, переживает острый миграционный кризис и ожидает выборы в 2018 году на фоне голосования за расширение автономии в Венето и Ломбардии. Референдум о независимости Каталонии вызвал в Испании острейший политико-конституционный кризис, а введение прямого управления регионом из Мадрида перевело его в новую, не менее опасную фазу.
Все эти невзгоды усилили разбалансировку в Евросоюзе. Это поднимает вопрос о будущих путях развития интеграции, локомотив которой прочно ассоциируется с Германией. Так что, какой путь будет избран Брюсселем, вряд ли станет ясно до тех пор, пока по этому поводу не выскажется Берлин. Но для этого Меркель должна снова стать полноценным канцлером.