Так будет курс «Нравственные основы семейной жизни», придуманный священником и монахиней, обязательным для старшеклассников общеобразовательных школ или нет? В пресс-службе Минобрнауки сообщили Интерфаксу, что предложений по этому поводу в ведомство пока не поступало. В то же время один из соавторов курса, екатеринбургский священник Дмитрий Моисеев, заявил уральскому информагентству ЕАН, что министерство выделило грант на апробацию нового предмета в 15 регионах России. В Свердловской области подобные испытания на детях уже проходили ранее.
Опыт показывает, что апробация, которую вскоре после старта могут объявить успешной и большевистскими темпами внедрять в школы по всей стране, – первый этап тотальной легализации. Именно такой путь семимильными шагами преодолел предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который впитали уже пять поколений российских четвероклассников. Менее удачными пока что оказались попытки РПЦ добиться включения в школьную программу курсов «Истоки» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», рассчитанных на весь период обучения в средних учебных заведениях. Время от времени еще предлагают обогатить школьников знанием церковнославянского языка.
Если действующий ныне ОРКСЭ принципиально разрабатывался при доминировании академических и педагогических госструктур, то «Нравственные основы семейной жизни» – продукт педагогического творчества весьма нетривиальных духовных особ. Священник Дмитрий Моисеев кроме церковного образования имеет специальность ботаника, сфера его компетенции – степная и высокогорная растительность Урала. В начале 1990-х годов он участвовал в создании заповедника «Аркаим», излюбленного места паломничества всевозможных оккультистов.
Соавтор Моисеева, инокиня Нина (Крыгина), ведет с молодежью цикл бесед о семейных ценностях, в которых, в частности, рассказывала, что разведена, сделав выбор между мужем и Богом, и при пострижении забрала с собой в монастырь сына. Из ее лекций также можно узнать, что против отечественной молодежи Америкой ведется информационная кампания, цель которой – склонить русское юношество к добрачным половым связям, абортам и супружеским изменам. Есть и другие суждения: например, что психологические качества ребенка предопределены тем, в каком нравственном состояния находятся родители в интимный момент.
Кроме того, матушка Нина предостерегает женщин от легкомыслия, которое провоцирует изнасилования, и призывает «убояться мужа», если он, конечно, верует в Бога. «За советские годы у нас сложился матриархат, но властвовать – нехарактерно для природы женщины. Ей несладко от ее власти в семье – слишком большая нагрузка», – согласен с монахиней Моисеев.
Наконец, оба соавтора подвизаются в тех кругах екатеринбургского православного сообщества, которые особо почитают Николая II, а семейную жизнь последнего российского императора считают образцом для подражания.
В последнее время наметилась тенденция рассматривать церковную среду как оптимальный резерв концепций для педагогической сферы. Однако и эта среда не без греха. Недавно вынесен приговор виновным в насильственной смерти ребенка в приюте «мосейцевских матушек», идет расследование гибели из-за отказа в медпомощи приемной дочери петербургского священника, отрицающего ВИЧ. Можно напомнить еще скандал 2010 года вокруг детского приюта в Боголюбовском женском монастыре.
Поэтому апробировать подобные душеспасительные курсы все-таки следует прежде всего в православных учебных заведениях, а затем еще подождать, чтобы люди сами захотели использовать наработки богодухновенных педагогов. А пока хочется ответить миссионерствующим воспитателям словами апостола Луки: врач, исцели себя сам!