Немецкий федеральный банк. Фото сайта wikipedia.org
Не так давно немецкое государственное агентство Deutsche Welle (DW) опубликовало в своей русскоязычной версии статью о российских прямых инвестициях в Германию. Статья вышла под заголовком «Российские инвестиции в Германии: газ и софт – несмотря на санкции».
По данным Немецкого федерального банка, который ведет учет прямых иностранных инвестиций (FDI Stocks), за апрель 2017 года российские инвестиции в Германии выросли примерно с 2,6 млрд евро в 2011 году до 3,46 млрд в 2015-м.
Как считает Ульрих Уман, эксперт по России инвестиционного агентства Germany Trade and Invest (GTAI), пока крупнейшими инвесторами являются «Газпром» и «Роснефть». На них приходится более половины всех российских инвестиций в Германию. Обе фирмы – крупнейшие среди примерно 1770 компаний с российским капиталом в Германии. Но среди крупнейших сделок недавнего времени – разрешенная в 2014 году правительством Германии продажа энергетическим концерном RWE своего дочернего нефтегазодобывающего предприятия DEA российскому олигарху Михаилу Фридману. У DEA среди прочего есть газовые хранилища на юге Германии. Но в статистике российских инвестиций этой миллиардной сделки нет, поскольку покупателем выступила компания Фридмана Letter One из Люксембурга.
Однако статистика GTA подтверждает, что в российских инвестициях в Германии наступает перелом. Если смотреть на так называемые greenfield projects, то есть не долевое участие, а создание новых фирм, то среди российских проектов в Германии за период с 2011 по 2016 год доминирует именно IT-сектор – его доля составляет 17%.
Речь идет не только о крупных игроках, таких как «Лаборатория Касперского», но и менее известных фирмах, например Data Matrix. Компания из Санкт-Петербурга, разработчик программного обеспечения для клинических исследований, зарегистрировала в 2017 году «дочку» в Мюнхене. Двумя годами ранее это же сделала компания RTSoft из Москвы, которая является одним из пионеров российского рынка, разрабатывает программное обеспечение для немецкого автопрома и машиностроения.
По данным Invest-in-Bavaria, инвестиционного агентства этой федеральной земли, там работает около 350 российских компаний. «В последние несколько лет мы заметили, что открытием бизнеса в Баварии интересуются не только крупные российские фирмы, – говорит сотрудница Invest-in-Bavaria Светлана Хубер. – Мы получаем много запросов и от российских стартапов, которые расширяют свой бизнес во всем мире».
В аналитической статье Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, международной финансовой организации, учрежденной Россией и Казахстаном в январе 2006 года (государствами-участниками являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), отмечается, что большая часть российских прямых инвестиций приходится в том числе на Германию.
Понятно, почему именно Германия находится в фокусе инвестиционной деятельности российских фирм за рубежом. Это связано с центральным положением Германии в евросообществе. Руководство российских фирм прекрасно осознает экономический вес Германии в Европе и рассматривает эту страну как трамплин в Европу. В этом плане их подход мало чем отличается от политического взгляда на Германию из Кремля. Значение Берлина для будуих отношений России не только с Европой и ЕС, но и с США подтверждают последние события, к которым относится приход Дональда Трампа к власти в Вашингтоне и начавшиеся центробежные тенденции в этой организации. Именно поэтому, несмотря на объявленный в Москве разворот на Восток, немецкое направление было и остается центральным в российской политике в Европе.