Фото со страницы Дмитрия Гудкова в социальной сети
Оппозиция назвала победой свой результат на муниципальных выборах в Москве. В некоторых районах у кандидатов, выдвинутых или поддержанных штабом Дмитрия Гудкова, «Яблоком» и ПАРНАСом, а также у самовыдвиженцев – большинство мандатов. В Хамовниках в муниципальный совет не прошел никто из единороссов.
Победа, конечно, относительная, или, как сказал сам Гудков, неполная. Для того чтобы пройти муниципальный фильтр на выборах мэра Москвы в следующем году, кандидату от оппозиции по закону нужно будет получить подпись хотя бы одного депутата в 110 районах. Завоевать мандаты в 110 районах у объединенной оппозиции не получилось. Глава штаба Дмитрия Гудкова Максим Кац заявил, что они будут договариваться с другими депутатами и, возможно, меняться. По его словам, выборы мэра без кандидата, которого поддержат «депутаты Гудкова», окажутся нелегитимными.
В 2013 году соперники Сергея Собянина на выборах московского градоначальника получили подписи единороссов. Было принято решение не ограничивать конкуренцию, и воля власти позволила оппозиции преодолеть муниципальный фильтр. Тогда распределение сил в муниципальных советах не вынуждало власть поступать таким образом. Сейчас картина изменилась. На прошедших выборах довольно громко заявил о себе сегмент «несогласных», с которым придется считаться.
Московские муниципальные выборы были, по сути, лишены локальной повестки. В частности, масштабной кампании против реновации не сложилось, никто не стал седлать эту волну. Другими словами, это были инертные выборы. Их можно было бы даже назвать незаметными. Власть не играла на повышение явки и не вела массированную агитационную и пропагандистскую кампанию. В этих условиях оппозиции удалось организовать своего избирателя и политизировать выборы. Голосуя за кандидатов от оппозиции, граждане выступали в большей степени против общей политической конъюнктуры, чем против решений местной власти.
До недавнего времени считалось, что только Алексей Навальный способен в сложных для оппозиции условиях организовать и направить протестные настроения в конкретное политическое русло. Выяснилось, что это способен делать и Дмитрий Гудков. На его сайте избиратель мог получить не просто информацию к размышлению, а совершенно четкую инструкцию: куда идти, рядом с какими фамилиями ставить галочку или крестик. Пятиминутное дело, не предполагающее длительной рефлексии и дающее результат.
Низкая явка казалась союзницей партии власти. До сих пор считалось, что призывать народ на выборы – дело оппозиции, а дисциплинированный электорат «Единой России», включающий в себя пенсионеров и бюджетников, и так придет и сделает результат. Муниципальные выборы в Москве показали, что это необязательно так. Дисциплинированным, заряженным на достижение конкретной цели может оказаться как раз оппозиционный избиратель, а электорат власти, напротив, проявляет инертность вплоть до полного безразличия. Конечно, это касается не всех московских районов (где-то и явка, и результат кандидатов власти были высокими), но общая картина такова.
Задача оппозиции заключается в том, чтобы повторить такой финт в рамках более масштабной кампании, например, на выборах мэра Москвы или депутатов Московской городской думы. Прошедшие в воскресенье выборы не шли в связке с президентскими, думскими или мэрскими, отсюда и явка, и молчание власти, и поле для политического маневра, которое получила оппозиция. Уже через год условия могут быть другими, а власть скорее всего поведет себя активнее.
Избиратели на местах поддержали многих единороссов, потому что знакомы с ними и их конкретной работой. Следовательно, и депутатам из списка Гудкова нужно решить, как они будут действовать в ближайшие годы. Работа исключительно в общеполитическом, а не в локальном ключе ограничивает их шансы на переизбрание.