Фото пресс-службы РОСИЗО
Нужно знать героев революции – в том числе и в лицо, таков был основной посыл доклада Владимира Мединского «Коминтерн с человеческим лицом. Судьбы тех, кто решал судьбы мира», который министр культуры сделал на закрытии выставки «Строители нового мира. Коминтерн. 1918–1924». Центральным экспонатом ее стало масштабное полотно Бродского «II Конгресс Коминтерна», где изображено около 600 делегатов съезда. «Кто сейчас вспомнит (если остановить и спросить на улице) «товарища Зиновьева»? А это имя когда-то всемогущего хозяина Петрограда. Разве кто-то вспомнит, что именно он скрывался в том самом знаменитом шалаше в Разливе с Лениным?» – обратился к публике министр культуры. Видимо, чтобы не были забыты герои постреволюционных лет, был сделан виртуальный гид по картине и другим экспонатам выставки, который разошлют в заинтересованные (и что-то подсказывает, что и в незаинтересованные) музеи страны.
Упорство министерства в пропаганде соцреализма (или шире – идей, стиля советской эпохи) тем не менее в обществе особого отклика не находит. Как бы ни старался лично Владимир Мединский, современная молодежь затруднится ответить, кто такой Ленин, а уж про Зиновьева и слыхом не слыхивала (тут надо подключать уже другого министра, Ольгу Васильеву). И как бы ни убеждал себя и других генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Сергей Перов, 25 тыс. человек, «проголосовавших ногами» (за два с половиной месяца, и еще неизвестно, пришли они целенаправленно на эту выставку или на другие проекты «Манежа»), сложно охарактеризовать как проявление «общественного резонанса».
Увы, россияне сейчас больше интересуются иными проблемами, а не ревизией или (пере)оценкой итогов революции. Это очевидно, скажем, по новым художественным произведениям, ведь искусство – в том числе и зеркало общества. Затруднительно назвать хотя бы одну (по крайней мере резонансную) пьесу, посвященную революции, или картину, арт-объект, даже главное из искусств – кино – никак не выделяется на общем фоне, хотя здесь очевиден госзаказ, заявка прошла бы все возможные питчинги и конкурсы.
Да, проходят выставки под девизом юбилейной даты в музеях – но все они эксплуатируют уже созданные предметы (прежде всего русский авангард), не представляют какой-то качественно новый взгляд на ушедшую эпоху. Это скорее способ попасть «в струю» и «под дудочку» 100-летия Великого Октября провести выставку и поставить галочку в строку госзадания. Впрочем, почему бы и не показать хороших авторов: из предстоящего это, скажем, ретроспектива Эля Лисицкого (совместный проект Третьяковки и Еврейского музея откроется в ноябре), выставка «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова» в Бахрушинском музее, любопытен проект Третьяковки «Некто 2017». Отметим при этом, что проект «До востребования» в Еврейском музее, который шел два года и показывал в том числе забытые имена, тех, кого советское время уничтожило, прошел без поддержки Министерства культуры. К тому же системного осмысления революционной темы в культуре – конференций, симпозиумов, обсуждений – пока не заявлено.
В театре было несколько постановок, скорее косвенно связанных с датой: в Санкт-Петербурге идут спектакли «Губернатор» (по рассказу Леонида Андреева, БДТ), «Баня» по Маяковскому (Александринский театр). Прошла лаборатория драматургов, посвященная 100-летию революции, в Московском губернском театре (грант Минкультуры), но, как показывают эксперты, пьесы на конкурс прислали очень слабые.
А единственный заметный проект, который связан с событиями 100-летней давности, как это ни иронично звучит, – фильм Алексея Учителя «Матильда». Премьера – в октябре в Мариинском театре.