Фото Gettyimages
Российские чиновники демонстрируют озабоченность низкой производительностью труда в экономике. И даже готовятся списать под это дело из бюджета десяток миллиардов рублей на обучение крупного бизнеса уму-разуму. Но, может быть, борьбу за рост производительности правительству стоит начать с себя? Ведь федеральные ведомства годами занимаются пустопорожними проектами с нулевым экономическим эффектом. И снижают тем самым совокупную производительность отечественной экономики. Последний пример – это реформа пенсионных накоплений. Ее необходимость стала очевидной, когда власти разочаровались в старой накопительной системе и фактически ликвидировали ее путем замораживания. Третий звонок к началу реформы накоплений прозвенел еще осенью 2013 года, когда правительство решило перекрыть поступление новых взносов в накопительную систему и тратить их на выплату текущих пенсий. Другими словами, вопрос о перестройке накопительных пенсий созрел почти четыре года назад.
Четыре года – срок немаленький. Во многих странах это полноценный срок жизни кабинета. За это время страны успевают провести серьезные экономические реформы. А что же сделали наши министры с накопительной системой за эти самые четыре года? Ответ: практически ничего. Российские ведомства, которые уже много лет водят бессмысленные хороводы вокруг пенсионной системы, даже не определились – нужна ли вообще государственная накопительная система, для кого и на каких принципах она должна работать. Другими словами, сотни высокооплачиваемых чиновников в Минфине, Минтруде, Центробанке, Минюсте и Минэкономразвития годами перекладывали пенсионные прожекты из одной стопки в другую, но так и не смогли выработать согласованного решения. Российское население заплатило чиновникам за их «пенсионные танцы» как минимум сотни миллионов рублей зарплат и премий, а получило на выходе чистый ноль. Долгосрочные инвестиционные ресурсы на основе пенсионных накоплений граждан в стране практически отсутствуют. Приемлемых условий для накопления на старость граждане РФ не имеют. Таков, в общем, результат пенсионной работы правительства и ЦБ по состоянию на август 2017-го. И весьма вероятно, что при нынешнем составе кабинета никакой разумной накопительной пенсионной системы в России так и не появится.
Разногласия между ведомствами столь велики, что впору говорить о настоящей экономической или административной шизофрении. Минфин и Центробанк заинтересованы всеми правдами и неправдами обобрать работающее население примерно на 6% с каждой зарплаты. И передать эти деньги в руки менеджерам финансового рынка, тесно связанным с тем же Минфином и ЦБ. Но социальный блок правительства смотрит на пенсионные конструкции Минфина и ЦБ с нескрываемым изумлением. И воспринимает эти планы отъема денег у граждан как дурную шутку.
«Есть предложение: давайте у человека возьмем из зарплаты 6%, а потом, если он откажется, ну пусть откажется. Но сначала мы возьмем. Почему в банковской системе все сразу говорят, что это смешно, а применительно к пенсии это ни у кого не вызывает сомнения?» – недоумевает глава Минтруда Максим Топилин.
Но в Минфине и ЦБ идею отъема зарплат без ведома граждан считают приемлемой. И даже придумали для нее специальное слово – «автоподписка». Более того, глава Центробанка Эльвира Набиуллина уже знает, кто будет управлять отнятыми у граждан деньгами. Это будет ЦАСИПК – специальная бюрократическая структура под названием «центральный администратор системы индивидуального пенсионного капитала». Жаль только, что за последние четыре года Минфину и ЦБ не удалось убедить коллег по чиновному цеху в полезности этой затеи.