Фото с официального сайта Республики Татарстан
Договор между федеральным Центром и Республикой Татарстан о разграничении полномочий опять становится причиной трений между двумя Кремлями – Московским и Казанским. Ныне действующий договор между органами государственной власти РФ и Татарстана – фактически рудимент времен «парада суверенитетов» 90-х годов – был утвержден Федеральным законом в 2007 году на 10 лет. При этом Татарстан – единственный субъект РФ, который до сих пор имеет подобные договоренности с Центром.
Особенности отношений российских регионов и их руководителей с Центром хорошо известны и многократно описаны, и большинству россиян информация о том, что администрация президента РФ не планирует продлевать договор с Татарстаном, кажется технической мелочью, а сам документ оригинальной условностью. Но не для элит Татарстана, в которых новость вызвала массу эмоций.
Для руководства республики договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Татарстаном – важный документ. Несколько генераций политиков Татарстана считали его весомым доказательством особого статуса не только республики, но и их самих. И первый президент республики, а ныне государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, который после распада СССР годы и годы добивался подписания договора (не добившись все же полноценного суверенитета), – самая яркая фигура в этом ряду. Еще весной он говорил о том, что договор имеет право на существование. Преемник Шаймиева на посту президента Рустам Минниханов отмечал, что этот документ «придает хорошую динамику развития республике».
И вот на днях, реагируя на сообщения о нежелании Кремля Московского оставаться в прежних договорных отношениях с Кремлем Казанским, депутаты Госсовета Татарстана попросили Владимира Путина сохранить и должность президента в республике (напомним, что Татарстан – единственная национальная республика, не поменявшая «президента» на «главу»), и договор между республикой и федеральным Центром. 83 народных избранника проголосовали единогласно, напомнив Путину, что «практика реализации договора убедительно доказала жизненность российского федерализма». Вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что концептуальная позиция по поводу договора будет сформулирована и озвучена позднее, а встреча с главой Татарстана в ближайшие недели не планируется.
Кремль уже много лет налаживает отношения с регионами, или жестко встраивая их в вертикаль, или включая в сложную систему личных отношений главы РФ с главой субъекта Федерации. В 90-е годы Казань сумела стимулировать Бориса Ельцина на подписание договора угрозой всплеска татарского национализма, но похожего весомого аргумента сегодня у республики не видно. Попытка представителей Татарстана достучаться до Москвы пока выглядит недостаточно солидно. Кремль сейчас свободен в выборе и может без особого трепета выбрать один из двух вариантов. Первый – отказаться от договора и тем самым привести все регионы к одному знаменателю, зафиксировав реально существующие в РФ отношения юридически. Второй – поберечь самолюбие идеологов татарстанского суверенитета и продлить договор, оставив республику в качестве свидетельства «жизненности российского федерализма».
Историческая особенность момента в том, что любое из этих решений никак не отразится на реальных отношениях между Центром и Татарстаном, а потому будет принято и республикой, и остальными субъектами Федерации. Некоторые в Татарстане опасаются недовольства элит, которое тем не менее может выразиться только в пассивном протесте. Но региональные элиты сегодня склонны прислушиваться к внушениям из Москвы, и если через некоторое время депутаты так же единогласно проголосуют за ненужность договора, это мало кого удивит.