Фото GettyImages
Три года падения доходов населения обострили проблему коммунальных тарифов. На словах власти РФ обещают поднимать коммунальные платежи не выше показателей инфляции. Но на самом деле в официальных документах сохраняется возможность увеличения платежей за жилищно-коммунальные услуги с большим опережением инфляции. В столкновении интересов населения и местных монополий центральная власть явно становится на сторону последних. В тучные докризисные годы правительство могло относительно безболезненно изымать деньги населения в пользу монополий, повышая тарифы на газ или электроэнергию на десятки процентов. Но сегодня больше трети граждан говорят, что вынуждены экономить на еде. И они могут не понять, почему федеральные власти поднимают доходы коммунальных компаний в условиях нарастающей бедности.
«Я намерен дать поручение правительству ограничить в среднем по стране... рост платы граждан за коммунальные услуги на уровне, не превышающем инфляцию, причем на следующие четыре года, включая 2018 год», – обещал три года назад премьер Дмитрий Медведев. Но уже после этих слов в правительственных сценариях появляется следующий план: «В 2017 году предусматривается чуть более высокая индексация регулируемых тарифов в коммунальном секторе… для покрытия операционных издержек и безубыточности деятельности организаций. Рост цен на электроэнергию также будет выше инфляции».
Кроме того, правительство утвердило своим распоряжением средний темп роста платежей граждан за коммунальные услуги в регионах и дополнительно – их предельно допустимые отклонения, причем обязательно в большую сторону. В результате коммунальные платежи граждан увеличатся значительно больше, чем на «таргетируемую инфляцию в 4%». Напомним, что еще в начале 2013 года президент Владимир Путин потребовал контролировать не только рост отдельных тарифов, но и зафиксировать темп роста суммарных платежей граждан. Однако особого результата это не принесло: с опережением инфляции растут как отдельные тарифы, так и суммарные платежи.
Эту тенденцию подтверждают, в частности, и выводы Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), который обнаружил, что в 11 из 15 российских городов-миллионников рост тарифов на основные коммунальные услуги превысит утвержденные предельные индексы.
После анализа подорожания электроэнергии, отопления, водоснабжения, канализации в июле 2017 года выяснилось, что федеральные ограничения на рост тарифов практически не соблюдаются. Тарифы устанавливаются весьма произвольно, а ссылки правительства на некие средние показатели выглядят неубедительно: даже в крупных городах разница в уровне тарифов доходит до 5 раз. А для корректного расчета среднего прироста суммарных платежей просто нет данных.
Практика произвольного повышения тарифов вызывает повсеместное недовольство. Протесты против высоких тарифов за последние несколько дней состоялись в Орле, Самаре и Кинешме. Прошлогодние опросы показали, что 12% россиян считают коммунальные платежи очень высокими или почти неподъемными. Среди пенсионеров такой ответ дал каждый пятый. Почти половина граждан (49%) назвали тарифы ЖКХ высокими.
Нынешний подъем тарифов граждане пока еще не оценили и не осознали. Однако через один-два месяца вполне можно ожидать рост недовольства. В соседнем Казахстане проводятся ежегодные публичные слушания, где представители ресурсоснабжающих организаций при участии регулирующих органов отчитываются перед потребителями о причинах роста тарифов, напоминают эксперты ИПЕМ. В России же чиновники до сих пор не решаются организовать независимый аудит тарифной политики в регионах.