Фото Gettyimages
Первая встреча президентов России и США, анонсированная на полях саммита «большой двадцатки», наверняка привлечет не меньшее, если не большее внимание не только в России, но и в мире, чем сам форум в Гамбурге. Ведь от состояния российско-американских отношений зависит решение множества международных проблем – от обеспечения стратегической стабильности до урегулирования региональных кризисов. Эти отношения, ставшие заложником внутриполитической борьбы в США, никто сегодня не осмелится назвать нормальными.
В Москве рассчитывают, что гамбургский диалог Владимира Путина и Дональда Трампа внесет ясность в вопрос о перспективах российско-американского взаимодействия. «Надеюсь, что на этой встрече возобладают прагматизм, реализм и осознание того, что каждая из наших стран может обеспечивать свои национальные интересы более эффективно «в концерте», а не через «сольное выступление», – заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на Примаковских чтениях. По его словам, у президентов есть желание преодолеть «ненормальность» в двусторонних отношениях и начать договариваться «по конкретным вещам» – будь то интересы бизнеса, ситуация вокруг Украины или война в Сирии.
Именно на обсуждении Сирии и Украины намерен сосредоточиться Трамп, сообщили CNN чиновники в Белом доме. «В команде Трампа не ожидают, что президент поднимет вопрос о вмешательстве России в прошлогодние президентские выборы», – уточнили источники телеканала. И обратили внимание на то, что президент попросил членов своей администрации продолжить подготовку новых вариантов сотрудничества с Россией, включая смягчение некоторых санкций.
Ранее, по информации британской Guardian, Трамп поручил советникам составить список уступок, на которые США могут пойти в отношениях с Россией. В числе возможных предложений возвращение дипломатической собственности по указу Барака Обамы в декабре 2016 года, когда одновременно был расширен санкционный список. Вместе с тем собеседники газеты подчеркнули, что в Вашингтоне наблюдается «сильное сопротивление» односторонним уступкам Кремлю, цель которых – улучшение отношений с Россией.
Понятно, что, общаясь с Путиным, Трамп не может не учитывать внутриполитическую ситуацию в США – антироссийский настрой Конгресса и продолжающееся расследование о вмешательстве Москвы в американские выборы. Если пространство для маневров у Трампа весьма ограничено, то у Путина, напротив, развязаны руки. А посему, станет ли встреча прорывом в российско-американских отношениях, который возможен при условии преодоления накопившихся разногласий между Москвой и Вашингтоном по Сирии, Украине, европейской безопасности и роли НАТО в ее обеспечении, во многом будет зависеть от российского президента.
Принимая во внимание манеры Трампа-бизнесмена, его отношения с российским президентом могут строиться и улучшаться в зависимости от количества и масштабов «сделок», которые оба они будут заключать на основе взаимных компромиссов. Например, в обмен на изъятие из мировой повестки темы Крыма можно было согласиться на урегулирование ситуации на востоке Украины под контролем полицейской миссии ОБСЕ. Хотя более предпочтительной для Москвы была бы полномасштабная миротворческая операция по мандату Совбеза ООН с привлечением воинского контингента стран – членов ОБСЕ, в том числе российского.
Но при всей важности урегулирования украинского и сирийского конфликтов, России и США следует поставить во главу угла спасение системы и режима контроля над вооружением. Если Путин выступит с конкретными предложениями, Трамп не сможет от них отмахнуться. Первоочередной задачей является спасение Договора РСМД, а затем – заключение следующего договора СНВ на период после 2021 года. Прогресс на этом треке, как неоднократно бывало в прошлом, облегчит сотрудничество по другим направлениям двусторонних отношений.