Фото агенства городских новостей "Москва"
Сталин, как Командор, в последнее время все беспокойнее бродит по коридорам российской политики, и гул шагов от его бронзовых сапожищ раздается на всю страну. В последний раз призрак тирана явился в коридорах Московской государственной юридической академии (МГЮА), где восстановили посвященную ему памятную доску, и тут же изгнал из учебного заведения целый ряд именитых юристов.
Первым о своем добровольном увольнении из МГЮА сообщил адвокат Генри Резник, мотивировав свое решение тем, что мемориальная доска посвящена «могильщику права». Вслед за Резником отказались сотрудничать с Юридической академией профессора кафедры конституционного и административного права Высшей школы экономики.
Тоталитаризм Сталина тем и отличается от некоторых других кровавых режимов XX века, что при его власти репрессивными органами нарушалось советское законодательство, в том числе Конституция 1936 года. В этом смысле выбор места увековечивания памяти вождя народов представляется противникам тоталитаризма особенно вызывающим, тем более что повод для памятной записи ничтожен: Сталин, дескать, прочел здесь лекцию в 1924 году, и в 1949 году появился памятный знак. Еще менее убедительной выглядит попытка руководства МГЮА оправдать свое решение выполнением постановления 1960 года о сохранении исторического наследия.
Либеральная интеллигенция возмущена, но что народ? Он тоже не безмолвствует. На днях социологи Левада-Центра попросили россиян назвать самых выдающихся людей всех времен и народов. В первой пятерке оказались: Иосиф Сталин (38%), Владимир Путин и Александр Пушкин (по 34%), Владимир Ленин (32%), Петр I (29%). СМИ уже сравнили эти показатели с данными пятилетней давности, и там тоже лидирует Сталин, хотя остальные фигуры поменялись местами: ныне Путин обогнал Ленина.
Если мы обратимся к народным петициям, например, на платформе Change.org, то обнаружим там одно требование демонтировать табличку в МГЮА, инициированное человеком, проживающим в США, и подписанное примерно 7 тыс. человек. Это обращение теряется на фоне многочисленных кампаний за установку бюстов и памятников Сталину в различных городах и весях России.
Новость о мемориальной доске в МГЮА – не единственная в хронике ползучей ресталинизации. Только за последние несколько дней активисты в Барнауле и Новосибирске обратились к властям с ходатайствами об установке памятников коммунистическому вождю. Даже в Киргизии интеграция с Россией дошла до того, что здесь требуют переименовать центральный проспект Бишкека в честь лидера некогда спаянного единой идеологией СССР.
Посмертное пришествие Сталина сопровождается восстановлением в стране соответствующей атмосферы. Поступают предложения ввести в школах уроки политинформации, составлять черные списки врагов российского народа, граждане, по опросам, все острее ощущают угрозы со стороны иностранных государств, в том числе тех, что отказались от общего коммунистического наследия.
Сталин восстает из могилы под предлогом сохранения памяти о победе в Великой Отечественной войне, однако некоторые активисты откровенно набрасывают сталинскую шинель на плечи новой России. Так, протоиерей Всеволод Чаплин объясняет ресталинизацию «тоской по сильной руке» и лишь оговаривается, что вождь СССР был большевиком-безбожником. Вот если бы эти ежовы рукавицы да на православную десницу!
Сегодня у сторонников такого исторического пути есть шанс создать гибрид из сталинизма и державного православия, хотя бы и в виде имитации. Возможное появление священников и политинформации в школах, теология в институтах ядерной физики, храмы для чекистов – то, что казалось при Сталине сказкой, сегодня становится былью. Если такое будущее понравится народу, то способы борьбы с внутренними врагами изобретать уже не нужно.