На фото совещание Владимира Мединского с лидерами отечественного кинопроизводства. Фото пресс-службы Министерства культуры РФ
Стоимость прокатного удостоверения – как для зарубежных, так и российских фильмов – может возрасти до 5 млн руб. Об этом на прошедшей неделе Владимир Мединский «договорился» на встрече с продюсерами, заявив, что, кроме этого, для картин, заработавших в прокате свыше 200–300 млн руб., будет введен и процент с оборота. Так Минкульт предполагает решить сразу три ключевые проблемы: собрать деньги, избавиться от некачественного кино и обложить многомиллионные блокбастеры дополнительным налогом. Обсуждать детали законопроекта будут до 2018 года.
О повышении стоимости прокатного удостоверения, получение которого в настоящий момент обязательно для любых кинотеатральных и фестивальных показов, заговорили еще в начале года – на волне обсуждения всевозможных государственных протекционистских мер в отношении российского кино. В настоящий момент кинематографисты платят пошлину в размере 3500 руб. Увеличение этой суммы в 1500 раз, как предполагалось, должно принести государству заветные деньги на поддержку многострадальной отечественной индустрии. Вопрос лишь в том, не пострадает ли сама индустрия от подобных мер.
Защитить российские фильмы обязуется Фонд кино: обращаясь за прокатным удостоверением в Минкульт, правообладатели, по задумке, должны будут параллельно писать заявку в Фонд на получение тех самых 5 миллионов, после чего ведомство в порядке конкурса будет принимать решение о возмещении. Сколько придется ждать возврата – непонятно, как и то, где в ожидании этой компенсации искать деньги картинам, и без того выживающим в условиях низких бюджетов и туманных прокатных перспектив. Ведь заплатить, согласно действующему закону, придется даже для показа на фестивале – этот пункт в который раз обещают отменить, однако вряд ли это произойдет раньше, чем подорожает «прокатка».
Зарубежное фестивальное кино в этом случае и вовсе остается за бортом, как и опасались многие дистрибьюторы и продюсеры, впервые услышав о возможном повышении стоимости входа на рынок. Работать с такими картинами, которые в российских кинотеатрах по определению не собирают большую кассу, окажется рискованным и, более того, экономически нецелесообразным. Зачем тратить средства на «закупку» картины, которая позднее при дополнительных тратах на прокатное удостоверение и отчисления кинотеатрам может привести компанию к убыткам? К тому же под удар попадут каннские, венецианские, берлинские хиты. Смотреть их придется в Сети.
Таким образом, благие намерения Минкульта могут выйти боком индустрии. Непрекращающаяся борьба с пиратством будет проиграна: не найдя долгожданный зарубежный артхаус в кинотеатрах, синефилы «потянутся» в Интернет. В кинотеатрах же не станет меньше голливудских блокбастеров, которые смогут позволить себе заплатить и 5 млн за прокатное удостоверение, и процент со сборов, и которые будут в этих условиях «делить» экраны разве что с немногочисленными российскими «фильмами-событиями». Зритель же необязательно сделает выбор в пользу последних. Агрессивная политика господдержки – например, недавняя история с «расчисткой» даты для «Времени первых», – как показывает практика, лишь отталкивает аудиторию. А присутствие в кинотеатрах отечественной «военно-патриотическо-космической» эпопеи не гарантирует ни снижения доли голливудского кино, ни притока зрителей на российское.
Главный смысл новой стоимости прокатного удостоверения – все-таки создание экономического инструмента контроля сферы проката. Как ни крути, стремление получить возмещение в 5 млн руб. – хороший повод для продюсеров «смирить гордыню» и скорректировать что-нибудь острое или неудобное для власти. И никакой цензуры: лишь вопрос экономический несостоятельности. Банальный спор хозяйствующего субъекта за свою выгоду. За счет государства. То есть народа.