На фото бизнес-омбудсмен Борис Титов. Фото сайта kremlin.ru
Экс-министр финансов Алексей Кудрин и бизнес-омбудсмен Борис Титов представили Владимиру Путину свои проекты развития экономики. Они рассматриваются как дополнения к правительственной стратегии, недавно на закрытой встрече озвученной президенту премьером Дмитрием Медведевым. Путин предложил Кудрину и Титову продолжать работу. По его словам, нужно решить, брать ли какой-то из проектов полностью или «что-то с чем-то соединить, дополнить».
Проект Титова и его Столыпинского клуба был опубликован еще зимой. Предложения Кудрина и Центра стратегических разработок (ЦСР), которым он руководит, пока общественности не представлены, поверхностно о них можно судить лишь по отдельным высказываниям самого бывшего министра. План правительства, подготовленный Министерством экономического развития, известен лишь в самых общих характеристиках, не говорящих ни о чем конкретном. Кудрин считает, что некоторые предложенные им и Титовым меры могут просто включить в правительственную программу. В прессе высказывается также мнение (неназванного, но, как утверждается, информированного источника), что в России будут два стратегических документа: план правительства и программа президента, которую как раз и составят из проектов Столыпинского клуба и ЦСР, один из них взяв за основу.
Алексей Кудрин сказал журналистам, что какие-то предложения, принятые президентом, могут быть озвучены до выборов. Выражение «какие-то» интригует, а избирателей вполне может и встревожить. Как понимать слова бывшего министра? Можно подумать, что окончательное решение по экономической стратегии Путин до выборов еще не примет. А можно воспринять это так, что решение принято будет, но далеко не все детали этого решения годятся для того, чтобы представить их электорату, рассчитывая на его поддержку. Другими словами, в итоговую экономическую стратегию могут быть включены и непопулярные меры.
Вероятно, руководитель ЦСР на это лишь рассчитывает. Известно, что он (в отличие, кстати, от Бориса Титова) выступает за повышение пенсионного возраста – притом что на встрече с Путиным, как говорит Кудрин, эта тема не поднималась. И если стратегический документ перед выборами будет озвучен лишь частично, то избиратель просто не будет знать, принял ли президент предложения Кудрина или отверг их. Возможен вариант, при котором граждане поддержат вполне левую, государственно-социальную риторику, а власть тем самым получит мандат на проведение совсем не левых реформ (пусть и вынужденных).
Шесть лет назад Борис Межуев и Михаил Ремизов опубликовали программную статью «Охота на медведей», в которой утверждали, что реальная партия власти, то есть либеральный истеблишмент, пользуется популярностью партии большинства – «Единой России» – и получает возможность управлять страной. Среди представителей либерального истеблишмента назывался и Кудрин. Утверждалось, что политической силе, вооруженной идеями Кудрина, было бы сложно получить политический кредит на реформы, поэтому она пользуется чужим кредитом.
Сейчас, создавая атмосферу таинственности вокруг экономической стратегии, власть поневоле вынуждает избирателя считать, что у нее есть некая скрытая повестка, для реализации которой ей и нужно получить политический кредит. Публикация проекта ЦСР в этом смысле не развеет сомнения: до конца не будет известно, какие предложения власть приняла, а какие отвергла. Борис Титов утверждает, что сроков для подготовки общего документа нет, но едва ли это так. Срок есть, и это выборы-2018, к которым власть не просто должна определиться с экономической стратегией, но и максимально полно и открыто представить ее избирателю.