Фото Gettyimages
Правительству РФ предстоит в полугодичный срок привести всю необходимую документацию в соответствие с новой Стратегией развития информационного общества. Указ на этот счет подписал на прошлой неделе президент Владимир Путин. СМИ обратили внимание на довольно значимый пункт стратегии: она предписывает на международном уровне создавать «новые механизмы партнерства, призванные выработать систему доверия в сети Интернет, исключающую анонимность и правовые безответственность и безнаказанность».
Проект стратегии еще в декабре публиковался на сайте Совета безопасности РФ. Документ скорее стоит считать концепцией информационной безопасности, чем проектом развития информационного общества. Стратегия развития предполагает, что государство как минимум понимает и принимает нужды и логику существования такого общества, для которого принцип анонимности является значимым.
Интернет – это специфическая коммуникационная среда, которую сложно заставить жить по «Закону о СМИ». Пользователи Сети стремятся к полной или частичной анонимности далеко не всегда потому, что желают оставлять провокационные сообщения и не получать за это наказания. Во-первых, значительная часть повседневной коммуникации, которая раньше осуществлялась при личной встрече или по телефону, перенесена в Интернет, в том числе и на общедоступные ресурсы. Это расширяет аудиторию сообщений, многие из которых могут содержать непроверенную информацию (что естественно для обычного разговора).
Во-вторых, в Сети многие пользователи переходят в режим высокой открытости. Они делятся информацией о себе со своими знакомыми или участниками групп по интересам. Часть пользователей при этом даже в соцсетях выступает под псевдонимами или не указывает фамилии. Они не хотят, чтобы информация о них становилась достоянием нежелательной аудитории, в том числе и государственных органов. Интернет одновременно подталкивает их и к открытости, и к закрытости, защите своей частной жизни.
Стратегия развития информационного общества подготовлена людьми, суждения и действия которых вписываются в логику спецслужб. Человека, который желает что-либо скрыть от государства, они считают заведомо подозрительным, хотя защита «прайваси» является не просто нормальным поведением, но и гражданским правом. Задачей спецслужб является сбор максимального количества информации о максимальном числе граждан, и склонность сетевых пользователей к анонимности выполнять эту задачу мешает.
Логика развития Интернета и сетевого общества не совпадает с логикой мышления и привычками спецслужб. Одновременно глобальная Сеть может облегчить им работу. Каждый пользователь, имеющий аккаунты в соцсетях и пользующийся поисковыми системами, по сути, собирает на самого себя досье, причем зачастую досье публичное. Контакты. Друзья, круг общения. Учеба. Места отдыха. Перемещение. Привычки. Интересы. Политические взгляды. Дело за малым: нужно добиться того, чтобы каждый еще и подписывал собственную «папку». Механизмы, исключающие анонимность в Сети, будут подталкивать к этому пользователей.
Парадокс технического развития: средства коммуникации, которые, в принципе, должны обеспечивать самостоятельность и независимость граждан, одновременно могут способствовать претворению в жизнь антиутопий с тотальной слежкой со стороны Большого брата. Власть в России не блокирует Интернет, потому что обновляемая правящая элита им пользуется. Одновременно власть хочет (и может) поставить Сеть под максимальный контроль, а спецслужбы – создать для себя идеальные условия работы, когда граждане, в том числе и представители политической оппозиции, все сообщают о себе сами, добровольно, в повседневном режиме.