На фото глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Фото пресс-службы
Новый глава Минэкономразвития (МЭР) Максим Орешкин начал перестройку экономики с весьма спорных инициатив. Месяц назад СМИ опубликовали ведомственный проект унификации налогов, против которого сразу выступили остальные министерства. А теперь Орешкин взялся переподчинять себе Росстат. Хотя лишение статслужбы независимости противоречит международным рекомендациям и не поддерживается многими экономистами.
«Главная задача на предстоящий год – это подготовка ключевых мер, которые позволили бы снять структурные преграды для роста российской экономики и позволить ей двигаться вперед», – говорил о планах своей работы Орешкин на встрече с президентом Владимиром Путиным сразу после своего назначения главой Минэкономразвития в конце ноября прошлого года.
И теперь вдруг выяснилось, что первой структурной преградой для нашей экономики оказался Росстат, который представил не слишком восторженную статистику об экономических успехах страны в начале 2017 года. Опубликованная Росстатом статистика за февраль является нерепрезентативной и по фундаментальным, и по техническим причинам», – заявил в прошлый вторник глава Минэкономразвития.
Действительно, в феврале Росстат зафиксировал признаки продолжения стагнации: новый спад розничной торговли, снижение реальных доходов населения и сокращение промышленного производства. И это при том, что глава Минэкономразвития уже пообещал президенту небывалый рост по итогам 2017 года – «около 2%». Небывалый – потому, что двухпроцентного роста в стране не было уже последние пять лет. На встрече с Путиным в середине февраля Орешкин доложил, что «экономическая активность продолжает восстанавливаться», что «рост в 2017 году будет более широкий, затронет в том числе и потребительский сектор». И после этого Росстат чуть ли не дезавуирует новости про «широкий экономический рост».
Оставить такой аппаратный конфуз без ответа невозможно. И Минэкономразвития представляет проект постановления о передаче Росстата в собственное ведение. Совещание по подчинению Росстата ведомству Орешкина запланировано на этой неделе у первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Заметим, что ведомственные разногласия – это, в общем, нормальное явление. Но из разногласий чиновников вовсе не следует, что страна должна лишиться более или менее независимой статистической службы и потерять доверие к официальным экономическим сводкам. Одно дело – совершенствовать методы официальной статистики. И совсем другое – порождать явный конфликт интересов, когда оценку работы Минэкономразвития будет давать подчиненная ему же структура.
В конце прошлой недели бывшие замминистры МЭР вполне определенно высказались в интервью ТАСС против ликвидации самостоятельности Росстата. Экс-замминистра Андрей Клепач считает, что нужно повысить ответственность предприятий за передаваемую Росстату информацию. «Надо Росстату помочь работать с данными по крупным интегрированным холдингам», – считает экс-чиновник. «Поддерживать Росстат надо финансово и организационно, укреплять. Ни в коем случае нельзя диктовать Росстату, какие цифры ему писать», – уверен Андрей Клепач. Другой экс-замглавы МЭР Алексей Ведев заявил ТАСС, что переход Росстата в ведение Минэкономразвития существенно качество работы статистического ведомства не улучшит.
Кроме МЭР в правительстве есть и другие ведомства, которые не в восторге от слабых экономических показателей, опубликованных Росстатом. В частности, глава Минпромторга Денис Мантуров уже поддержал планы Максима Орешкина по подчинению себе Росстата.