Фото с официального сайта Московского Патриархата
Русская православная церковь проводит памятные мероприятия к 100-летию революции 1917 года. Вчера патриарх Кирилл в храме Христа Спасителя совершил панихиду по мученикам красного террора . Днем ранее в зале церковных соборов ХХС открылась конференция «Памяти погибших. Февраль. Трагедия. 1917 год».
Характерны два момента. Во-первых, РПЦ воспринимает события 100-летней давности исключительно как отрицательный исторический опыт и сводит их к теме жертв террора, прежде всего среди духовенства. Во-вторых, памятные мероприятия начались в феврале, и осуждению подлежит демократическая Февральская, а не большевистская Октябрьская революция.
На первый взгляд, эти два обстоятельства противоречат друг другу. Раз уж Церковь концентрирует свое внимание на революционном терроре, то он связан прежде всего с большевистской диктатурой, и в меньшей степени – с деятельностью Временного правительства. Первое демократическое правительство России, если и проводило люстрацию, то в отношении духовенства это происходило в последнюю очередь. Расправы в феврале и марте 1917 года вершились прежде всего над офицерами на фронте, причем командиры гибли от рук солдат, распропагандированных большевиками и левыми эсерами, контролировавшими Советы депутатов, фактически неподконтрольные правительству «министров-капиталистов».
О том, как царская власть фактически добровольно передавала власть радикалам, рассказывает в воспоминаниях жандармский генерал Павел Заварзин. Уже в 1916 году в официальных военно-промышленных комитетах действовали представители рабочих, многие из них, по словам жандарма, были социал-демократами и использовали служебное положение для антиправительственной агитации. Охранка только щелкала зубами, а укусить не могла. Позже власть выпала из столь же беспомощных рук демократической интеллигенции, о чем вчера, кстати, упомянул и патриарх Кирилл в проповеди после панихиды.
При этом РПЦ в последнее время весьма осмотрительно обращается к теме коммунистических символов. На упомянутой конференции председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) заявил о преждевременности захоронения тела Ленина. «Сейчас не это самое главное, главное, чтобы люди жили мирно, спокойно, чтобы сильная власть в стране могла спокойным и эволюционным путем, а не революционным, вести страну в будущее», – сказал священнослужитель. Ранее в том же духе высказался председатель Синодального отдела по связям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Общий тон выступлений в храме Христа Спасителя сводился к тому, что Октябрь – это логичное продолжение Февраля, и победа большевиков стала возможной благодаря либеральной оппозиции, которая «раскачивала лодку» (это выражение звучало рефреном в разных выступлениях). «Государство могло развиваться и дальше, если бы революционная оппозиция искала компромисс с властью», – заявил митрополит Иларион. Понятно, что упрек адресован не изначально бескомпромиссным радикалам, но к тем, кто так и не дождался от империи полноты гражданских прав.
Смещение акцентов в сторону «предателей-либералов» скорее отвечает текущему политическому запросу, чем исторической правде. В своем заявлении по поводу передачи Исаакиевского собора патриарх Кирилл упрекает оппонентов в стремлении политизировать проблему и внести раздор. От рядовых клириков в адрес интеллигенции звучали и вовсе оскорбительные выражения, пока окрик анонима из высших сфер не заставил их умолкнуть. РПЦ приравнивает своих критиков к врагам государства, утверждая, что политические формации меняются, а православие остается константой русской государственности. Поэтому, как и 100 лет назад, Церковь видит в верноподданичестве и единоначалии главную гражданскую ценность.