Сегодня в Госдуме состоятся парламентские слушания по закону «О теплоснабжении», который вызывает острые дискуссии среди экспертов. Речь идет о создании целевой модели рынка тепловой энергии. Госдума уже рассмотрела законопроект и приняла его в первом чтении 16 декабря 2016 года. Глава думского комитета по энергетике Павел Завальный на недавней пресс-конференции говорил, что документ будет доработан и в весеннюю сессию может быть принят. Закон может вступить в силу с 2018 года, но не повсеместно, а в пилотных регионах, где новая модель будет вводиться по согласованию с местными властями. Проблема, о которой «НГ» неоднократно писала, заключается в том, что теплоснабжение страны находится в настолько катастрофическом положении, что принятая во всем мире и признанная наиболее эффективной модель когенерации, то есть совместного производства электроэнергии и тепла, в России, при отсутствии настоящего рынка в электро- и теплоэнергетике, не работает. А износ оборудования и неэффективные тарифы отталкивают от отрасли потенциальных инвесторов.
Ключевым моментом реформы теплоснабжения является введение свободного ценообразования по принципу «альтернативной котельной». Это означает, что вместо государственного регулирования тарифов на тепло устанавливается предельный уровень цены для конечного потребителя – цена «альтернативной котельной». Для каждого населенного пункта этот показатель рассчитывается отдельно: в зависимости от стоимости строительства здесь условной котельной, уровня ее безубыточной деятельности и возврата инвестиций в строительство. Продавать тепловую энергию можно будет по цене не выше рассчитанного показателя. Именно этот ключевой момент и вызывает острую критику в среде экспертов. Это связано с тем, что Минэнерго навязывает в законе единую теплоснабжающую организацию, которую производители тепла и электроэнергии нередко считают излишней бюрократической надстройкой. Как и предлагаемый принцип, по которому цены на отпускаемое тепло будут либо понижаться до рассчитанного показателя, либо повышаться. Конечно, эту модель рыночной можно назвать только условно. К тому же и вводиться она будет постепенно, начиная с пилотных проектов. А это вообще может отодвинуть реформу на долгие годы.
Текущая система регулирования тарифов, исходящая из затрат производителей (так называемый метод затраты плюс), крайне неэффективна, говорят эксперты. «Этот метод сдерживает рост тарифов на тепло и не позволяет проводить обновление оборудования», а ведь износ только теплосетей в стране, по некоторым данным, перевалил за 50%. Потенциальных инвесторов не устраивают также большая и постоянно растущая дебиторская задолженность потребителей тепла и тарифы, которые, по сути дела, остаются социальными. Хроническая убыточность отрасли не позволяет прийти в нее массовому инвестору. Но, с другой стороны, тарифы должны быть рассчитаны исходя из возможностей потребителя, и прежде всего граждан, экономическое положение которых не улучшается с каждым годом, а скорее наоборот. Не случайно, с точки зрения ряда экспертов, главной заботой реформы должно стать ограничение платежа.
В этом плане заслуживает внимания мнение представителей комиссии РСПП по ЖКХ, выступающих за установление прозрачных и конкурентных правил, стимулирующих конкуренцию. Однако пока различие в подходах не может вывести отрасль из сегодняшней «инвестиционной ловушки».
Поэтому перед участниками дискуссии сегодня стоит нелегкая задача поиска решения, которое отвечало бы интересам и производителей тепла, и потенциальных инвесторов, и не в последнюю очередь потребителей.