0
7114
Газета От редакции Интернет-версия

13.12.2016 00:01:00

Об интерпретации истории и национальном самосознании

Тэги: никита михалков, музей, ельцин центр, нацина ельцина, полемика, история, ссср, вторая мировая война


никита михалков, музей, ельцин центр, нацина ельцина, полемика, история, ссср, вторая мировая война Кадр из эфира т\к "Вместе-РФ"

Никита Михалков заявил на слушаниях в Совете Федерации, что в екатеринбургском Ельцин-центре «ежедневно происходит инъекция разрушения национального самосознания людей». После в открытом письме Наине Ельциной, возмущенной его словами, режиссер отметил, что экспозиция музея «внедряется в неокрепшее сознание молодых людей ложным пониманием истории России». Причем речь идет не только об интерпретации 90-х, но и, например, об однобокой и идеологизированной, как считает Михалков, оценке российских правителей прошлого (включая Ивана Грозного).

История как таковая представлена в двух измерениях. С одной стороны, это практика профессионалов-историков. Их задача – максимально убедительно показать, что именно происходило в прошлом, почему это происходило, могло ли быть иначе. Это уровень получения знаний, их проверки и критики. Направления исторического поиска, конечно, определяются интеллектуальными, идейными, моральными установками и интересами ученого, но давать нравственные оценки событиям прошлого – не его прямая задача.

С другой стороны, существует история как образовательная и воспитательная дисциплина. На этом уровне используются знания, полученные профессионалами, и даются оценки. Каждый исторический период описывается сквозь призму того, что считается главным и какое общество или какое национальное самосознание нужно воспитать.

Можно, например, рассказывать о сталинских стройках или победе в Великой Отечественной войне, а репрессиям отводить пару абзацев в учебнике, объясняя и, по сути, оправдывая их тем, что «такие были времена». Можно, напротив, сделать основной акцент на сталинском терроре. Если для общества приоритетом должно быть государство, а не личность, если человеческая жизнь в шкале ценностей стоит ниже интересов и проектов власти, то выбирается историческое повествование о победах. Если главным считается недопущение произвола, тирании, насилия над личностью и ее правами, то рассказ о репрессиях становится основным. Вопрос о пропорциях «позитива» и «негатива» в истории – это вопрос о том, какое общество и какой тип национального самосознания формируется.

Во многом поэтому совершенно бесперспективен спор о том, как правильно рассказывать о Второй мировой войне. В России, например, главным может считаться признание роли Советской армии в освобождении Европы от фашизма. А, скажем, для британцев главное – это то, что они выстояли. Для стран континентальной Европы (и прежде всего самой Германии) трагический опыт Холокоста, опыт национальной вины затмевает другие события. Здесь нет правильных и неправильных интерпретаций, а есть лишь то, что считается основным в строительстве наций.

Никита Михалков требует объективности, когда ему не нравится слишком позитивная, как он считает, интерпретация истории 90-х. Но ведь точно так же объективного освещения сталинского периода требуют те, кто сталкивается с рассказами об «эффективном менеджменте» отца народов. Михалков зарекомендовал себя государственником, ставящим интересы власти выше интересов личности. Совершенно понятно, что он и руководство Ельцин-центра хотят воспитать общества разного типа, с разным самосознанием.

Нет ничего дурного в открытой полемике Михалкова и Ельцин-центра. Проблема заключается в том, как устроена публичная сфера в России. Михалков высказывает частную точку зрения, но его заявления и в плане выражения, и в плане содержания целиком вписываются в государственный мейнстрим. И если полемика приведет к проверкам экспозиции музея, то слова режиссера вряд ли можно будет считать частным высказыванием или приглашением к дискуссии. Их скорее нужно будет воспринимать как донос.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
517
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
514
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
835
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
431

Другие новости