Фото сайта nato.int
В Брюсселе состоялась встреча глав МИДа входящих в НАТО стран, на которой обсуждались отношения альянса с Россией. По оценке постоянного представителя РФ при НАТО Александра Грушко, высказанной сразу после встречи в минувшую среду, никаких фундаментальных изменений в этих отношениях не произошло. Но он вместе с тем отметил, что подготовка к очередному заседанию Совета Россия–НАТО (СРН) ведется сторонами. И дальнейшая работа в рамках СРН будет осуществляться, конечно же, на основе двойного подхода к России, предложенного в свое время бывшим министром иностранных дел Бельгии Пьером Армелем: сочетать диалог с прочной обороной и сдерживанием.
Приверженность данному принципу не устают подтверждать руководители альянса. Что, кстати, в очередной раз продемонстрировал в среду же генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. «Международное сообщество должно сохранять давление на Россию, чтобы добиться от нее выполнения своих обязательств», – сказал генсек на пресс-конференции в Брюсселе после заседания Комиссии НАТО–Украина, призвав все стороны активизировать усилия по полной реализации Минских договоренностей. «Санкции можно отменить, только если поведение России изменится, однако пока ничего подобного не видно, – добавил Столтенберг. – Я считаю, что это – важный инструмент, необходимый для того, чтобы показать, что мы не признаем нелегальную аннексию Крыма и не приемлем дестабилизирующие действия РФ на востоке Украины».
И генсек снова декларировал готовность выстраивать отношения НАТО с Россией, сочетая мощный потенциал сдерживания с политическим диалогом. Хотя Грушко объясняет утвердившийся в альянсе подход так: «Поворот в натовской политике наметился задолго до украинского кризиса, и... этот кризис был использован для обоснования планов довооружения НАТО и для возвращения НАТО к своему первоначальному предназначению – защите от большого противника». По мнению дипломата, думать о том, что Россия вынашивает какие-то агрессивные планы в отношении НАТО, – это за рамками здравого смысла.
Позиция Грушко, казалось бы, отличается железной логикой. Первые признаки упомянутого поворота россияне почувствовали в 2004 году, когда было принято решение о начале патрулирования воздушного пространства стран Балтии, хотя не происходило, ну, никаких изменений в сфере безопасности, которые могли бы обосновать этот шаг. А затем стала набирать обороты антироссийская истерия, начал культивироваться миф о «российской агрессии». В Литве, например, принялись раздавать населению брошюрки о том, как бороться с оккупантами. И в конце концов все пришло к размещению в странах Балтии и Польше «ограниченного контингента союзных войск» альянса.
Да, все это выглядит нелепо, если вспоминать, кто начал первым. Ну а если взглянуть из дня нынешнего и попытаться понять причину европейских страхов… Достаточно, скажем, задуматься над возможностями, которые обрела Россия, разместив в Калининградской области на постоянной основе оперативно-тактические комплексы «Искандер-М». Разумеется, трудно оспорить слова министра обороны Сергея Шойгу о размещении российских ракет на российской же территории: «Куда хотим, туда и ставим!» И поиметь в виду, что вообще-то таким был ответ на размещение элементов американской системы ПРО в Европе. Все верно. Но давайте признаем, что даже официально объявленная дальность стрельбы «Искандера» – 500 км. То есть они легко достигнут не только Варшавы или Вильнюса, но и Берлина. А если подтвердятся подозрения европейцев, что эти комплексы при оснащении крылатой ракетой могут стрелять на дальность более 2 тыс. км, то смогут поражать цели в Лондоне, Париже и на территории Испании. Ну а с размещением «Искандеров» в присоединенном Крыму векторы прострела Европы становятся намного разнообразнее.