На фото пресс-конференция организаторов фестиваля «Видеть музыку». Фото пресс-службы
В Москве проходит Первый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». Начался он в конце сентября и продлится аж до середины ноября. Масштаб этого фестиваля можно назвать грандиозным, и это не будет преувеличением: театры из Санкт-Петербурга, Кемерова, Свердловска, Иркутска, Уфы, Краснодара, Махачкалы, Ростова-на-Дону, Улан-Удэ, Симферополя и Якутска показывают свои спектакли в Москве, да и сами московские театры к ним присоединяются – и Большой, и Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Думается, со времен Советского Союза, когда работала система так называемых смотров в столице, это первый и единственный такого рода фестиваль.
Как повезло музыкальному театру! Драматический театр, даже частный, может себе позволить, пусть и с трудом, добраться до столицы. Музыкальный – почти никогда. Какому губернатору объяснишь, что-де хотим съездить, показаться. Речь на миллионы идет! Так что единственным способом попасть в Москву (для нового времени) стала «Золотая маска». Здесь театр, регион, область, спонсоры старались найти средства. Так как участие (а уж награда!) в «Маске» – репутационная заслуга. Беда лишь в том, что слишком мало спектаклей попадает в номинацию, и не злобность экспертов или непрофессионализм самих театров тому виной, а объективные вещи вроде финансирования, которое может обеспечить и хороший оркестр, и отличных певцов (артистов балета), и именитых постановщиков и т.д. А эксперты вынуждены отобрать лучшее.
Теперь же появился фестиваль, где нет никаких экспертов. Сами театры решают, что они хотят показать столичному зрителю. А значит – профессионалу. Ведь показаться в столице – это крайне важная вещь для любого театра. На спектакль придут коллеги – зачастую уважаемые, придут критики – пусть и неуважаемые. И обратный интерес огромен – на спектаклях фестиваля действительно зал пестрит от обилия знакомых лиц. Министерству культуры, принимающим театрам, тем, кто находит средства на поездку (а это не всегда деньги региона, есть и спонсорские), – огромное-преогромное уважение.
Вообще Министерство культуры, как мы видим, очень заботит региональный театр. Возможно, в этом беспокойстве и одна из причин пристального внимания к «Золотой маске», желание реформировать систему отбора. Отсюда – решение не полагаться только на экспертов, а обеспечить прямое попадание в номинантов спектаклей-победителей девяти региональных конкурсов. Но вот какой момент возникает: так или иначе, но вся работа с провинцией строится по принципу централизации. Или московские (петербургские) театры едут на гастроли в регионы, или регионы – в столицу. Но коли уж Министерство культуры готово раскошелиться на такой мощный фестиваль, как «Видеть музыку», почему бы не сделать его действительно всероссийским? В драме, кстати, эту функцию частично выполняет «Золотая маска», когда вывозит на гастроли самые удачные спектакли фестиваля. Но – не в музыке, это, повторимся, слишком накладно.
Между тем в музыкальных театрах регионов, как мы уже успели убедиться на первых спектаклях фестиваля «Видеть музыку», происходят самые живые и очень любопытные творческие процессы. Так почему бы екатеринбургские балеты Вячеслава Самодурова, обладателя «Золотых масок», не показать в Краснодаре? А в Новосибирск, скажем, отправить башкирскую оперу, чей репертуар пополнился несколькими удачными спектаклями? Театры Поволжья поедут во Владивосток, а бурятские – в Мурманск! Ведь они этого достойны. И зрители, зрители достойны знать и видеть своими глазами, сколь интересен порой музыкальный театр в таком-то регионе нашей чудесной родины. Что не все сводится к пресловутой столице, к Большому театру, который в Мурманск не приедет, увы, никогда.