0
5587
Газета От редакции Интернет-версия

20.09.2016 00:01:00

Власть отказалась играть с оппозицией в поддавки

Тэги: единая россия, партии, выборы, госдума, одномандатные округа, несистемная оппозиция


единая россия, партии, выборы, госдума, одномандатные округа, несистемная оппозиция Фото Harry Engels/Gettyimages.ru

Партия «Единая Россия» вернула себе конституционное большинство в Государственной думе седьмого созыва. Так завершился своего рода политический цикл, начало которому положили прошлые выборы в нижнюю палату парламента, возникновение протестного движения и либерализация избирательного законодательства.

Возвращение одномандатных округов было одним из элементов либерализации. Но стартовое преимущество «Единой России» оказалось таким, что именно за счет смешанной системы удалось существенно сократить фракции парламентской оппозиции и добиться такого большинства, которое позволяет менять Основной закон. Партия власти уже такой привилегией пользовалась. Стоит напомнить, что Дума пятого созыва меняла Конституцию, увеличивая срок президентских полномочий и полномочий нижней палаты.

Результаты прошлых выборов вроде бы свидетельствовали о том, что парламентская оппозиция прибавила, а «Единая Россия» сдала. В действительности дополнительные проценты в 2011 году и КПРФ, и «Справедливая Россия», и ЛДПР получили за счет пропорционального распределения протестных голосов. Один из главных сторонников формулы «Голосуй за любую партию, кроме «Единой России» Алексей Навальный за пять лет прошел путь от лидера протеста и кандидата в мэры столицы до политика, которому законодательно запрещено участвовать в выборах. А формула, сработавшая в 2011 году, утратила актуальность: участники протестного движения не верят в ее эффективность, оценивая парламентскую оппозицию по ее делам.

И трем парламентским оппозиционным партиям: и «Яблоку», и ПАРНАСу, и Партии роста – было на руку повышение явки за счет граждан, недовольных политико-экономической действительностью, но оставшихся в воскресенье дома. Однако никакой мощной агитационной кампании за явку не было. Не было и координации усилий оппозиции в этом направлении. Кампания в целом получилась относительно вегетарианской, с ситуативным вкраплением агрессивного патриотизма. Альтернативной повестки, которая заставила бы россиян встать с диванов и пойти на избирательные участки, конкуренты власти не придумали, а сама власть и не стремилась к мобилизации электората сверх нормы.

Завоевание конституционного большинства «Единой Россией» – яркое отражение нынешнего состояния мышления власти. От нее едва ли приходится ждать, как пять или шесть лет назад, что она пойдет на добровольную демократизацию сверху, либо впустив в Госдуму несистемных либералов, либо согласившись на мягкий раскол правящей партии на несколько идеологически различных структур. Картина изменилась. Сейчас речь идет преимущественно – если не исключительно – об удержании власти. Отношения с Западом ухудшились настолько, что ради него нет нужды создавать новые витрины демократии. Противостояние с несистемной оппозицией же таково, что ни на какие компромиссы рассчитывать не приходится, поэтому выход один – закатывать в асфальт, не играя в поддавки.

Власть не может знать наверняка, как будет развиваться ситуация в стране и в мире в ближайшие годы. Будут ли новые санкции? Будут ли новые массовые протесты, за которыми Кремль видит руку Запада? Дума шестого созыва и без конституционного большинства «Единой России» была достаточно лояльна власти и не воспрепятствовала принятию ни одного резонансного закона. Но есть ли гарантия ее лояльного поведения в любых условиях? Достаточно вспомнить демарш трех фракций после выборов в Мосгордуму 2009 года или эсэров с белыми ленточками в 2011 году, чтобы понять: гарантий нет. Слабость власти может раскрепостить и системную оппозицию. Следовательно, и на уровне нижней палаты необходимо перестраховаться.

Публичная позиция власти сегодня предельно ясна. Она переиграла оппозицию по ее же правилам. В результате стране придется жить в уже, казалось бы, привычных, но все же новых политических условиях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
787
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1466
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1301
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2456

Другие новости