Фото с официального сайта Московского театра п/р О.Табакова
На прошлой неделе в Москве открылось два культурных объекта. На смену или, точнее, как роскошное дополнение к легендарному подвалу на Чаплыгина возведено новое современное здание Театра под управлением Олега Табакова, знаменитой «Табакерки», а на Страстном бульваре официально открыл свои двери отреставрированный особняк, ровесник победы над Наполеоном, – теперь это Новое пространство Театра Наций, современный центр, аналогов в России практически не знающий (программа его будет включать несколько блоков, объединяющих визуальное искусство, перформанс, музыку, кинематограф, литературу, архитектуру, кураторство). Кстати, церемонию открытия Нового пространства в каком-то смысле буквально устроители назвали «День открытых дверей», а путь к особняку по бульвару украсили старинными дверьми. Устроили перформанс.
В последнее время казалось, словно слова эти – и перформанс, и акция – еще немного и станут анахронизмом: слишком уж сильно директивы министерства и высказывания чиновников направлены против современного (читай – авангардного) искусства. Не стерты еще из памяти слова министра культуры о чем-то «абстрактно-кубическом, корявом», о «груде кирпичей» по отношению к одному из объектов Московской биеннале современного искусства. В памяти увольнение основателя и директора Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаила Миндлина – да и воспринятое многими как попытка уничтожить центр как самостоятельную организацию история его слияния с РОСИЗО. Но в памяти и совсем недавняя акция по закладке первого кирпича в будущее многофункциональное здание ГЦСИ на Ходынском поле в 2014 году. Символическую эту акцию, предвещающую появление в столице мощного (и подозрительного, того и гляди, опять абстракции, «груду кирпичей» будут выставлять) осуществили тогда Владимир Мединский в компании с Сергеем Собяниным, который не слишком-то тратит время на культурные институции.
Кстати, в прошлом году оба присутствовали и на презентации проекта Нового пространства (другой их памятный совместный выход – на закладке будущего монумента князя Владимира на Боровицкой площади). Думается, уже тогда оба понимали, что здесь (в Новом пространстве) – площадка для эксперимента, а эксперимент всегда непредсказуем, того и жди «груды кирпичей». Но – своим присутствием они эти будущие эксперименты одобрили.
И строительство нового здания ГЦСИ начнется уже в этом году, хотя и были опасения, что дело ограничится тем самым одним-единственным закладным кирпичом. И Филармония (таково рабочее название нового концертного зала) в Зарядье строится, и капитальное расширение ГМИИ им. Пушкина в рамках создания музейного городка идет (в частности, на прошлой неделе заложили первый кирпич в здание депозитария). И Бахрушинский музей скоро превратится в Театральный квартал, и театры один за другим выходят из реконструкций.
Настоящий культурно-строительный бум. Быть может, наше реакционное по взглядам министерство реакционным остается большей частью в своих, увы, непопулярных высказываниях? Если же судить не по словам, а по делам, – оно очень даже продвинутое.