Фото Reuters
До президентских выборов в США осталось чуть менее 100 дней. Таких разных кандидатов, как демократ Хиллари Клинтон и республиканец Дональд Трамп, не только по занимаемым ими политическим позициям, но и по манере поведения в Америке давно не было.
Вопреки многолетней традиции Россия на финишной прямой президентской гонки стала одной из главных тем для обсуждения. Причина в том, что Трамп сделал ряд заявлений, относящихся к России и взбудораживших Америку. В частности, шквал критики вызвало брошенное им «Да, мы рассмотрим это» в ответ на вопрос, намерен ли Трамп-президент признать присоединение Крыма к России.
Тема влияния Москвы на предвыборную кампанию в США зазвучала во весь голос, а самого республиканского кандидата некоторые комментаторы стали напрямую связывать с Кремлем. В интервью телеканалу АВС Трамп заверил, что не поддерживает отношений с Владимиром Путиным, никогда не встречался с ним и не разговаривал по телефону. В то же время он заявил, что было бы здорово, если бы США поладили с Россией, так как это поможет избавиться от запрещенного в обеих странах «Исламского государства».
Официальная позиция Москвы заключается в том, что она не вмешивается в электоральный процесс в США и готова работать с любым президентом. Но с Клинтон уже есть опыт достаточно сложных отношений. Целая серия жестких высказываний в адрес России помешала ей завоевать симпатии наших властей. Тем более что в лагере демократов регулярно напоминают об «угрозе» со стороны Москвы, о необходимости укрепления восточного фланга НАТО и недопустимости отмены антироссийских санкций.
Трамп же – новое лицо, за которым не тянется шлейф враждебности к России. Поэтому руководство РФ вряд ли равноудалено от обоих кандидатов. К тому же республиканская платформа, представленная на съезде в Кливленде, намного ближе к тому, что понимают под российской идеологией, чем демократическая либеральная повестка. Да и исторически нашей стране было проще найти общий язык с президентами-республиканцами. Не считая договора СНВ-3, подписанного Бараком Обамой, предыдущие соглашения о мерах по сокращению стратегических наступательных вооружений были заключены с республиканцами.
Впрочем, на Западе отмечают, что в случае избрания Трампа Москва может столкнуться с новыми неожиданными проблемами. Специалист по российской безопасности, профессор Университета Нью-Йорка Марк Галеотти считает, что в таком случае у России может появиться непредсказуемый и потенциально проблематичный партнер. «Дональд Трамп – человек, который говорит то, что думает. Восхитительное качество, – иронизирует лондонская Times. – Однако в мире дипломатии и высоких стратегий оно делает политика уязвимым перед обвинениями в опасной наивности».
Не стоит полагать, что состояние российско-американских отношений целиком и полностью зависит от хозяина Белого дома. Внешняя политика США всегда носила бипартийный характер, и результаты выборов вряд ли могут радикально изменить эту традицию. Хотя некоторые коррективы во внешней политике, разумеется, возможны. При этом следует помнить, что американский президент действует в рамках парламентской демократии и системы «сдержек и противовесов», способной купировать те или иные отступления от генеральной линии.
Беда в том, что после окончания холодной войны не удалось создать солидную основу российско-американских отношений. В отличие от тесных экономических связей с Китаем деловое сотрудничество США с Россией не стало тем амортизатором, который мог бы сдерживать негативные последствия разногласий в других областях. Поэтому контакты лидеров должны быть дополнены разветвленной сетью двусторонних механизмов по основным направлениям сотрудничества. Это позволит выйти на более плотный уровень отношений и совместно выработанные обязательства друг перед другом, учитывающие взаимные интересы.