Фото с сайта Московской консерватории им. П.И. Чайковского
На сайте Московской консерватории опубликовали расписание на первое полугодие учебного года. У студентов первого и пятого курса появился новый предмет – «Основы государственной культурной политики РФ».
По информации «НГ», введение нового предмета в вузах, подведомственных Министерству культуры, носит рекомендательно-обязательный характер. И довольно скоропалительный: пожелание ввести новый предмет в программу вузов было высказано министерством в начале июня – на совещании ректоров в Крыму. В июле были разосланы официальные письма, уже обязывающие внести изменение в учебный план. Одной из первых «под козырек» взяла Московская консерватория: составлено и вывешено расписание, найден преподаватель «Основ» – экономист, доцент Экономического университета им. Плеханова.
Основы государственной культурной политики (документ изложен на 18 страницах) студенты будут изучать два семестра – 72 академических часа (по два часа один раз в неделю), с экзаменом в конце. Возможно, студентам исполнительских факультетов сделают «послабление», сократив программу до 36 часов с зачетом.
Разумеется, редкий студент полюбит эту дисциплину, и отношение к самому главному государственному документу в сфере культуры будет примерно такое же, как к «Основам безопасности жизнедеятельности», где, как правило, студенты высиживают часы, уткнувшись в смартфон (в лучшем случае запоминают местонахождение ближайшего бомбоубежища). Скорее всего по степени увлекательности и полезности «Основы» будут еще менее увлекательными и полезными – на ОБЖ хотя бы можно узнать местонахождение ближайшего бомбоубежища. Кто-то уже сравнивает новый предмет с прежней «Историей КПСС», обязательной для всех и – как русский бунт – бессмысленной и беспощадной.
Ввести новый предмет в расписание – не такая простая вещь, вузовская система – сложная и отличается известной неспешностью. Учебные планы составляются и утверждаются на основе методических планов, утвержденных специальной комиссией. Скорее всего «Основы» отнимут два академических часа от основных предметов – то есть лишат пианиста, скажем, лекций по истории музыки, а актера – занятия по речи, которых и сегодня не хватает. К тому же все пять лет (или четыре года) обучения студенты и постигают на практике эти самые основы государственной культурной политики: они учатся в России по программам, утвержденным российским Министерством образования, их обучают, принято считать, лучшие отечественные специалисты. И сама цель российского образования в сфере культуры преследует те же самые цели: повышение интеллектуального потенциала в обществе; уважение к лучшим традициям отечественной культуры. Без русского языка в вузах культуры никуда; культура является основой гармонизации социально-экономического развития регионов России, особенно малых городов и сельских поселений. Что еще значится в приоритетах «Основ»? Активизация культурного потенциала территорий; качественный рост культурных и досуговых запросов граждан. Всё это – естественный результат качественного образования в вузах культурной сферы. Наконец, увеличение числа граждан, считающих Россию наиболее благоприятным местом проживания, раскрытия творческих, созидательных способностей (действительно, по сравнению с 1990-ми наши артисты реже уезжают жить за рубеж).
Пожалуй, несколько выпадает пункт о повышении статуса семьи, но тут уж ректор должен выбирать – можно так хорошо пропагандировать этот пункт, что все студенты уйдут в академические отпуска: одни будут рожать, а другие – содержать семью, станет не до учебы.