Фото Reuters
Маловероятно, что православное сообщество ждет настоящий раскол в связи с сомнительным Собором на Крите. Некоторые Церкви, отказавшиеся участвовать во «встрече тысячелетия», все же выразили свой отказ в достаточно мягкой форме. Московский патриархат заверил церковный народ в своем намерении участвовать в соборном процессе, хотя на этот раз его делегации не будет на Крите. По некоторым данным, сербы вчера передумали и на Собор все-таки поедут. Один из епископов Сербского патриархата уже находится на Крите.
Тем не менее делегации, которые представляют меньшую часть из 14 Церквей православной «полноты», но при этом большинство православных верующих мира, отказались принимать решения Собора. Впрочем, эти решения касаются тех сторон церковной жизни, которые либо сложно унифицировать, либо они по-разному воплощаются в каждой отдельной Церкви. Скажем, документ о церковном браке в разных уголках православного мира воспринимается в зависимости от национальной традиции каждой страны и народа. Для грузинской церкви оказалось неприемлемым положение о межконфессиональных браках с инославными, что объясняется особенностями географического положения и исторической судьбы грузинского народа. В этом смысле Церковь переживает ту же дилемму, что и сама Грузия, – выбор между национальным изоляционизмом и европейскими ценностями.
В вопросе об отношениях православных Церквей с окружающим миром для каждого сообщества также проще отвечать на вызовы современности по отдельности. Одни патриархи и главы Церквей поддерживают личные отношения с Римским папой, другие продолжают демонстративно избегать прямых контактов. В вопросах общественного значения, таких как проблема абортов, гей-браков и прочих проявлений цивилизации свободного выбора, Церкви действуют в прямой зависимости от уровня влияния на национальные органы власти. Константинопольский патриархат, который организовал Собор, в этом отношении вообще лишен какой-либо возможности проявить свою позицию, ведь его юрисдикция распространяется на такие разные по своему политическому устройству территории, как США, Европа, Турция и другие.
В документе «Миссия Православной церкви в современном мире», вынесенном на Собор, рассматривается тема защиты «достоинства человека», но отдельным Церквам присущи особые толкования этого понятия. Как раз накануне встречи на Крите патриарх РПЦ обрушился на «ересь человекобожия», якобы заменяющую веру.
Возможно, единственный вопрос, для ответа на который важно дать консолидированный ответ, это безопасность христиан в странах, где идут войны. Однако как раз этот вопрос не звучит в документах Собора. Его обсуждение только предполагалось – но на факультативной основе и по инициативе РПЦ. Однако как раз спор между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами о юрисдикциях на Ближнем Востоке сделал невозможным участие в Соборе Антиохийской церкви, верующие которой более всего страдают от террора исламистов.
В документах Собора провозглашается, что Православная церковь «занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире», но дискредитация собрания на Крите демонстрирует, что декларация не соответствует действительности. В ходе драматичной истории Собора православная «полнота» обнажила свою дискретную природу. Линия разлома проходит не только по линии «греки-негреки», но и в зависимости от отношения той или иной Церкви к западным общественным ценностям. На Крит поедут греки, албанцы, румыны, поляки, чехи, сербы. Влияние православных Церквей на процессы в современном обществе ограничено национальными особенностями, за рамки которых эти юрисдикции выйти не в состоянии.