Фото Reuters
Страна истосковалась без высоких технологий. Эксперты определяют сегодняшнюю ситуацию как «анклавное технологическое развитие». И в любом случае население России не ощущает результатов развития этих технологий. И это неудивительно. Скажем, к концу нулевых годов XXI века на социальные цели приходилось 4,1% общего объема внутренних затрат на исследования и разработки, а на повышение экономической эффективности и технологического уровня производства и того меньше – 2,9%.
Не случайно, что как раз в тот период были созданы так называемые институты развития. Самые известные из них – АО «Роснано» и инновационный центр «Сколково». Но и тут – не заладилось. На днях директор Института экономики РАН Елена Ленчук, например, заявила: «Созданные институты развития инновационной деятельности, на которые были потрачены огромные бюджетные средства, в действительности оказались неэффективными, на что указывалось и президентом РФ, и было выявлено в ходе проверок, проведенных Счетной палатой РФ». Академик, директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Валерий Кулешов считает, что широкое внедрение инноваций возможно лишь при серьезных институциональных и структурных изменениях, но «для этого необходима смена приоритетов и смелые организационно-экономические решения».
Однако правительство продолжает действовать по проверенной, неработающей схеме – оно плодит надстроечные по своей сути структуры, не развивая промышленно-технологический базис. С 1 июля должна начать работать очередная такая «сервисная» структура. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании автономной некоммерческой организации «Агентство по технологическому развитию» (АТР). В обязанности АТР входят сбор данных о существующих отечественных и иностранных технологиях и компетенциях, содействие приобретению их российскими предприятиями, содействие в формировании и реализации проектов по локализации технологий. Председателем наблюдательного совета агентства назначен Аркадий Дворкович.
На работу АТР выделено в 2016 году 200 млн руб. «Подъемные», так сказать. В дальнейшем планируется, что зарабатывать агентство будет на услугах консалтинга и поддержке сделок, а также на отчислениях с продаж продукции, созданной за счет трансфера технологий. «Все это, надеюсь, будет способствовать импортозамещению, повышению конкурентоспособности наших компаний за счет их модернизации, росту несырьевого экспорта», – заявил Медведев.
Точно такие же заверения мы слышали при создании тех же Роснано, «Сколково» и многих других инновационных проектов. Однако по прошествии уже почти 10 лет никаких позитивных подвижек не наблюдается. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции – около 0,4%. Превратиться в посредническую контору, очередной депозитарий никому не нужных патентов – вот ближайшая перспектива АТР. Почему же при очевидных вроде бы усилиях государства высокие технологии в России не приживаются?
Любая по-настоящему востребованная обществом технология, инновация с неизбежностью меняет политические и государственные элиты. Кто-нибудь может представить себе условного российского Билла Гейтса, ставшего главным экспертом по государственной научно-технической политике? В лучшем случае – тот же Аркадий Дворкович. В худшем – Сергей Глазьев и Михаил Ковальчук. Поэтому и все инновации принимают у нас форму имитационных технологий. Для поддержания статус-кво общественного метаболизма этого достаточно. Для превращения страны в действительно высокотехнологичную, динамично развивающуюся державу – явно маловато.