Фото Reuters
Чем ближе июньский саммит ЕС, на котором 28 стран-членов решат вопрос об очередном продлении антироссийских санкций, тем чаще в Европе говорят о целесообразности и вариантах их пересмотра. В конце мая только в правительстве Германии дважды прозвучало предложение о постепенном снятии штрафных мер с России – из уст таких тяжеловесов, как вице-канцлер Зигмар Габриэль и глава МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер.
По словам последнего, санкции не вводились как самоцель или средство, чтобы заставить Россию встать на колени. «Никто не заинтересован в экономическом разрушении России», – заверяет Штайнмайер. Он убежден, что принцип «все или ничего» не приближает ЕС к урегулированию конфликта на востоке Украины. Поэтому предлагает элемент стимулирования: в случае прогресса в реализации Минска-2 возможно поэтапное снятие санкций.
Новый курс, похоже, поддерживает и федеральный канцлер Ангела Меркель, которую в шестой раз подряд Forbes назвал самой влиятельной женщиной в мире. «Я за то, чтобы Россия постепенно приблизилась к европейскому экономическому пространству, чтобы у нас в конечном счете была единая экономическая зона от Владивостока до Лиссабона», – заявила она в минувшую пятницу. Однако, подчеркнула Меркель, нельзя поступаться собственными принципами на фоне действий России в Украине.
Хотя руководители ЕС открыто говорят, что действие санкций будет продлено, на этот раз договориться об этом будет сложнее. Это хорошо понимают в Вашингтоне, который командировал на этой неделе в Германию и Францию и.о. замминистра финансов США Адама Шубина, чтобы добиться от своих европейских союзников сохранения режима санкций в отношении России.
Визит американца в Париж спланирован весьма своевременно. Как раз сегодня в сенате Франции будет рассматриваться резолюция об отмене антироссийских мер, внесенная оппозиционными республиканцами. У резолюции есть все шансы на одобрение, если уж Национальное собрание, контролируемое социалистами, еще в апреле приняло аналогичный документ. Согласно Конституции Франции, правительство имеет право проводить свою политическую линию, отличную от парламентской. Но раз обе палаты голосуют против продления санкций, то правительство, по идее, не может не прислушиваться к их мнению.
Если Венгрия, Греция и Италия тоже снискали репутацию критиков санкций, которые как минимум не должны продлеваться в автоматическом режиме, то большинство стран Северной и Восточной Европы встали под знамена непримиримой позиции относительно России. Чтобы справиться с разногласиями в ЕС и не нагнетать обстановку в отношениях с Москвой, грядущие антироссийские меры, возможно, будут видоизменены, пишет парижская Monde.
Речь может идти об их продлении на три месяца вместо обычных шести. С этим вариантом конкурирует другой, менее благоприятный для России: пролонгация ограничений на полгода с введением механизма их постепенной отмены по достигнутым результатам. Это не только уступки странам – критикам санкций, но и сигнал Киеву, который все больше разочаровывает чиновников в Брюсселе.
Кстати, на фоне решения притормозить введение безвизового режима для Украины в ЕС не против вернуться к переговорам об облегчении въезда россиянам. Готовность расширить им возможности для поездок в Европу может быть закреплена в новой Глобальной стратегии ЕС, которую предполагается обнародовать на том же саммите в конце июня. Правда, в документе, как ожидается, будет продемонстрирована разница подходов: жесткий – к тем чиновникам, кому въезд в Евросоюз заказан, и мягкий – к остальным россиянам.