На фото президент Приднестровья Евгений Шевчук. Фото пресс-службы
В Приднестровье, общество которого четверть века было монолитным и ориентированным только на Россию, заговорили о госперевороте. О такой перспективе на днях заявила экс-министр иностранных дел непризнанной республики, супруга главы Приднестровья Нина Штански. Она объяснила это разногласиями между Верховным советом (ВС) и президентом. Новое качество проблем региона обусловлено рядом факторов.
1. Острейший политический кризис. Самый острый с 1991 года.
2. Резкое падение авторитета первого лица республики, не способного решать проблемы населения при помощи Москвы.
3. Серьезное моральное обесценение Верховного совета, который все больше воспринимается как корпоративная карманная структура «Шерифа», которому в регионе принадлежат магазины, отели, заправки и, как показали последние выборы в местный парламент, – власть. Большинство в ВС представляют депутаты шерифовской партии «Обновление».
4. Изменение внешнеполитического контекста существования республики в свете российско-украинского противостояния.
На днях Верховный совет Приднестровья обвинил президента Евгения Шевчука в «провоцировании финансового кризиса в регионе». Сегодня регион не способен жить самостоятельно – предприятия, которые многие годы наполняли бюджет, стоят, а Россия больше их не финансирует.
Заместитель председателя ВС Галина Антюфеева заявила, что с согласия президента «был создан ряд офшорных фирм – паразитов на госпредприятиях: Молдавской ГРЭС, Приднестровской железной дороге, Молдавском металлургическом заводе (ММЗ)». Евгения Шевчука обвинили в том, что он «единолично решил не платить приднестровцам значительную часть зарплат и пенсий в то время, когда деньги на это были». В это же время приднестровские власти обратились в Москву за финансовой помощью – на выплату пенсий и зарплат.
Между тем в регионе активно работает Евросоюз. На днях 30 молодых людей с обоих берегов Днестра получили европейские гранты до 13,5 тыс. евро для создания собственного бизнеса, передает интернет-издание NOI.md. Помощь была предоставлена программой «Поддержка мер по укреплению доверия», которая финансируется Европейским союзом и внедряется ПРООН.
Россия грантов не дает, финансовую помощь региону сократила, и фактически ее влияние в регионе сводится к присутствию в Приднестровье российских войск и вооружений. Армейские арсеналы нам предлагают вывезти, подсказывая, как это можно сделать – по Дунаю в Черное море и далее: к родным берегам. Этот вариант предложил Москве Кишинев. Но решение придется согласовывать с приднестровскими властями. Ранее Тирасполь не выпускал эшелоны с российским оружием, принимая таким образом удар на себя и выручая Москву. Сегодня ситуация иная, и договариваться придется с «Шерифом» – в лице Верховного совета. «Шериф», используя влияние на парламент, может разворачивать непризнанную республику туда, где присутствуют интересы корпорации. И это не обязательно будет Восток.
В эти дни в Москве находится исполняющий обязанности министра иностранных дел Приднестровья Виталий Игнатьев. Он намерен обсудить с замглавы МИД РФ Григорием Карасиным ситуацию в переговорном процессе непризнанной республики с Молдавией. Но, теряя влияние на Приднестровье, в которое РФ не может ни войти, ни въехать без разрешения Украины и Молдавии, Москва теряет статус главного переговорщика в переговорном формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, РФ, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели). Сказывается отсутствие новых подходов к урегулированию конфликта на Днестре, а также внятного политического понимания того, нужен ли России этот регион. Существующие проблемы носят качественно новый характер, а рецепты заржавели, как российское вооружение. Если положение не изменится, инициативу перехватят молдаване, румыны, другие европейцы. И пророссийский регион, которому Москва обещала помощь и защиту, окажется перед выбором: Россия или Европа.