Фото Reuters
Госдума РФ на днях в первом чтении приняла законопроект, отменяющий предполагавшийся безвизовый въезд иностранцев на территорию России в период чемпионата мира по футболу в 2018 году. Хвататься за голову, возмущаясь, что эта мера равносильна отпиливанию сука при сидении на оном, все-таки не стоит. Хотя ничего хорошего в этом и нет, и само решение носит вынужденный характер.
Сохранение визового режима, конечно, может отразиться на количестве иностранцев, планировавших посетить Россию в дни мундиаля. Но все-таки вряд ли в таком количестве, чтобы по итогам форума столкнуться со значительным недобором в сфере предполагаемых продаж футбольной атрибутики и сувениров, гостиничного бизнеса и в доходах платных объектов туризма. Притом что речь все-таки об установлении облегченного визового режима не только на конкретный период турнира – а это около месяца, но и его сохранении до конца 2018 года.
Изначально обсуждалась идея о введении безвизового режима за пять месяцев до старта турнира для всех его участников по спискам, представленным ФИФА. Это примерно 10 тыс. человек. Однако с учетом реалий, безоблачными которые не назвать, принимающая сторона избрала вариант более четкого контроля, который при этом все-таки останется мягким. Визы для названной категории лиц будут предоставляться бесплатно консульскими службами РФ в течение трех дней с момента подачи документов.
Любителям футбола, кажется, будет еще… проще. Чтобы попасть в Россию в дни чемпионата мира, им вопрос придется согласовать с национальными представительствами ФИФА в своих странах и получить «паспорт болельщика» – Fan-ID. Подобное либеральное отношение к армии футбольных болельщиков, среди которых вполне могут оказаться люди с отнюдь не безобидными интересами, способно создать дополнительные сложности в обеспечении безопасности крупнейшего спортивного форума.
России, конечно, пригодится опыт проведения Олимпийских игр в Сочи, и она, несомненно, им воспользуется. Но с футбольным чемпионатом будет сложнее. Если во время Олимпиады под повышенный контроль был взят в первую очередь один локальный регион, к тому же обеспеченный с одной стороны естественной защитой в виде моря, то мундиаль пройдет на 12 стадионах в 11 российских городах по всей европейской части страны – Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Саранске, Калининграде, Волгограде, Екатеринбурге, Самаре, Сочи и Ростове-на-Дону. Это само по себе требует многократно большего внимания, ресурсов, живой силы, оперативной обработки массива информации, взаимодействия с партнерами – государствами и институтами и т.д. для нейтрализации вызовов, которых со времен сочинских Игр также стало многократно больше с учетом российского участия в сирийской кампании и юридического оформления Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в числе прочего превратившего тысячи километров российских рубежей во многом в условные.
В этом плане вопросы имеются к казахстанскому направлению. Если надежность белорусского контроля западной – европейской – стороны особой тревоги не вызывает, то прозрачность казахстанского участка и соседство союзного России Казахстана с беспокойным регионом – пробуждают иные чувства. И, очевидно, одним только партнерством с Астаной проблему решить крайне сложно. Проблему необходимо рассматривать шире, держа в уме множество нюансов, в их числе такие, как недавно обнаруженные подземные тоннели между центральноазиатскими странами, прорытые по подобию палестинских. Ведь, как это банально ни звучит, а претензии на статус одного из мировых лидеров должны подкрепляться не только удачными военными операциями, но и в большей степени умением поддержать мир и обеспечить стабильность и безопасность.