Фото пресс-службы Президента РФ
В понедельник, 28 марта, Центральная избирательная комиссия нового созыва проведет свое первое заседание. Три пятерки ее членов, назначенные соответственно президентом, Советом Федерации и Госдумой, впервые сядут вместе, чтобы выбрать председателя ЦИКа, его заместителей и секретаря комиссии.
В медийном пространстве уже стало общим местом, что скорее всего главой Центризбиркома станет бывший уполномоченной по правам человека в РФ Элла Памфилова. Сама она ни разу за последнее время на эту тему не высказалась, что – по российским традициям – является своего рода подтверждением ее будущего назначения.
Есть уже и логичное объяснение этой перспективы – мол, репутация Памфиловой как либерального политика, а главное, настоящей правозащитницы, не боящейся вступать в конфликт с властью, автоматически обеспечит ЦИКу больший авторитет. А это значит, что вся система избиркомов станет более самостоятельной и ответственной. И, дескать, вот такие-то комиссии и смогут обеспечить указание Кремля о проведении конкурентных, открытых и легитимных выборов в Госдуму.
Конечно, конфигурирование ЦИКа может пойти и по такому варианту, что должности получат люди скорее технические, хотя и выглядящие солидно. А вот представители различных политических сил, попавшие в новый Центризбирком, составят некий ареопаг, который и обеспечит этой структуре сбалансированность. Но Памфилова и в этом раскладе оказывается одним из столпов ЦИКа.
То есть в любом случае речь идет об инвестиции изрядного объема репутационного капитала в предприятие, которое не вызывает большого доверия. Проблема, однако, в том, что одной лишь репутации Памфиловой и другим уважаемым членам нового ЦИКа для изменения его имиджа не хватит.
Должны еще поменяться и его полномочия, которые выглядят грозно только на бумаге. Перечень функциональных обязанностей Центризбиркома в законе об основных гарантиях действительно большой, но он в основном является расшифровкой одной фразы – это комиссия, организующая выборы в федеральные органы государственной власти. А вот другие слова из этого же закона более реально отражают ситуацию – ЦИК «обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов».
И действительно, готовят эти мероприятия и проводят их совсем другие – от муниципальных и региональных органов власти до федеральных структур вроде администрации президента. Ключевые решения, в том числе и самые спорные, принимаются именно там, а Центризбирком вместе со всей вертикалью комиссий их только оформляет. Если будущее ведомство Памфиловой останется в том же контексте, то репутация последней кончится скорее всего еще на предварительной стадии регистрации партсписков и кандидатов – самой скандальной части избирательной кампании, за исключением, может быть, лишь стадии подсчета голосов.
И пока никаких формальных изменений законодательства в сторону усиления реальной компетенции ЦИКа не видно. Из этого сам собой строится прогноз, что и Кремлю для реализации его плана более или менее честных выборов одной репутации Памфиловой безусловно окажется мало. Это, конечно, в том случае, если такой план на самом деле предполагалось проводить в жизнь, а не только его пиарить, создавая тем самым виртуальную витрину демократии.
Лакмусовой бумажкой на этот счет как раз и окажется Центризбирком. Если выборы в Госдуму и правда предполагается сделать своего рода образцом, то федеральный Центр должен недвусмысленно прокричать вниз, что вертикаль избиркомов на время кампании становится совершенно отдельной ветвью власти, которую никому трогать нельзя, в том числе и ему самому. Кстати, для превращения ЦИКа в подлинное министерство выборов уже все сделано – одна всеохватная система ГАС «Выборы» чего стоит.